Сложно представить людей с такими разными стремлениями и ценностями, как современные городские активисты и представители ресторанного бизнеса. Но вот уже почти месяц между ними идёт активный диалог. Ребята из Map for people пытаются найти общий язык с кофейнями, ресторанами и барами. «Луна» побывала на подведении итогов их месячной работы и рассказывает о том, с какими трудностями сталкиваются обе стороны, чему они могут научиться друг у друга и что такое «место ответственного потребления».
Зимой этого года городские активисты, правозащитники и организаторы культурных проектов решили объединиться и обсудить, как предстоящий Чемпионат мира по футболу может быть полезен городу и его жителем. Это вылилось в проект Cup for people, который занимается сразу кучей вещей: дискуссиями, экскурсиями, лекциями и привлечением внимания к локальным проблемам. Одной из их инициатив стала Map for people — составление карты мест ответственного потребления.
«Ангелина Давыдова, которая много ездит по разным конференциям рассказала про карты responsible consumption [note]Карты ответственного потребления[/note]. На них отмечены места, куда можно пойти и быть уверенным, что потратил деньги с пользой для общества. Вот мы и решили сделать что-то такое в Питере», — рассказывает о создании Map for people организатор и идеолог Cup for people Оля Полякова.
Чтобы вести конструктивный диалог с заведениями, ребята два месяца составляли подробную анкету, консультируясь со многими экспертами. Из-за того, что на это ушло много времени, опросить пока получилось чуть больше 20 заведений, но даже при такой маленькой выборке интервьюеры определили несколько главных проблем.
Одна из главных — владельцам важнее, чтобы бизнес оставался на плаву и не приносил убытков, а не этичность и вот это всё. Ребята отметили, что при разговоре с представителями заведений они иногда чувствовали скептическое отношение к этой затее. Часто звучало мнение о невозможности раздельного сбора в современных реалиях, и даже те места, которые на чистом энтузиазме пытались сортировать мусор, быстро приходили к выводу, что игра не стоит свеч. Представители заведений нередко рассказывали, что некоторые нововведения будут слишком затратным. Кроме того, некоторые инициативы сейчас могут не вписываться в существующие правила и законы, посвящённые хранению и утилизации продукции. По их словам, раздельный сбор занимает слишком много времени, отнимает много усилий у сотрудников, под мусор нужно выделять больше места, и что главное — мало кто занимается его вывозом, а хранить отходы они просто не имеют права. И похожие проблемы вызывают другие актуальные вопросы — с отношением к бездомным, женщинам, инвалидам и сексуальным меньшинствам, кормлению грудью в общественном месте, доступностью питьевой воды и экологичными упаковками.
Тем не менее интервьюеры отмечают, что те места, куда они обращались, легко согласились обсудить все эти актуальные темы. Причём множество владельцев были готовы не только говорить о проблемах, но и совместно искать решение. По их словам, если бы существовала некая распространённая практика, которая не вредила бизнесу, то они были бы не против её применить. Интервьюеры приводили примеры, как уже сейчас несколько заведений пытаются что-то делать с обеспечением у себя безопасности для посетителей, как используют экологичные упаковки, и отмечали интерес питерских баров и кофеен к тому, чтобы стать лучше, экологичнее и этичнее. Помимо этого, при составлении карты мест ответственного потребления сами активисты собрали много новой информации и поняли, что им с владельцами заведений много чему есть поучиться друг у друга.
«Мне бы очень хотелось поддержать заведения, которые стремятся измениться к лучшему, предпринимают какие-то меры. Горожанам и туристам важно знать о таких местах, ведь это может дать толчок другим заведениям развиваться в этом направлении», — делится Оля Полякова.
Впереди у ребят ещё много работы. До Чемпионата мира Map for people планирует опубликовать карту мест ответственного потребления, а после мундиаля скорее всего появятся подборки самых идеологических баров, ресторанов с нулём отходов или этнических семейных кафе. Кроме того, опыт, полученный при анкетировании заведений, активисты хотят использовать для нескольких образовательных проектов. Одни из них уже анонсирован — тренинги Safe Drink для барменов и официантов про то, как сделать отдых посетителей безопасным, пройдут в Петербурге 6 и 23 июня. Вполне возможно, что все это и станет первым шагом к появлению в городе мест, чьи владельцы и сотрудники думают об окружающей среде, не приемлют дискриминацию и занимаются благотворительностью.