Не так давно, 6 сентября, в Государственном музее городской скульптуры открылась выставка, которую приурочили к 100-летию со дня рождения скульптора Любови Холиной. На ней представили графические работы мастера, конкурсные проекты и модели памятника Ф.М. Достоевскому. С чего началась большая любовь к творчеству великого писателя, почему проект не могли реализовать 40 лет и что молодое поколение может почерпнуть для себя?
Любовь Холина не самое известное имя для широкой аудитории, чаще его упоминают люди, знакомые с миром скульптуры. И это несмотря на то, что она создала один из самых петербургских памятников: памятник Достоевскому на Владимирской площади. Детство Любови прошло в истинно достоевской части города — Большая Подьяческая улица, Сенная площадь, Крюков канал — и с детства началась её любовь к творчеству классика. В 1956 году она создала первый вариант проекта памятника, но его не осуществили по политическим причинам: Достоевский был против революционной борьбы, верил в силу христианства и выступал против атеизма. Естественно, после установления советского режима и речи быть не могло о создании скульптуры человека, который провозглашал диаметрально противоположные власти истины.
На какое-то время пришлось забыть о проекте, но Холина продолжала творить в Петербурге и делать его лучше и красивее. Ее работы можно найти по всему городу: скульптурная группа «Юность» у Театра юных зрителей, бюст Крупской у одноименного ДК, горельеф «Текстильщицы» в зале станции метро «Нарвская». А в 1988 году объявили о проведении конкурса на разработку проекта памятника Достоевского: из 12 заявок выбрали проект Холиной и архитектора В.А. Петрова. Сам памятник установили в 1997 году. Сначала его хотели сделать из гранита, но от авторской задумки пришлось отказаться и отлить Достоевского из бронзы.
Место для бронзового Фёдора Михайловича выбрано неслучайно — во-первых, Владимирская площадь находится недалеко от тех мест, где происходили главные события романа «Преступление и наказание». Во-вторых, в доме на углу Кузнечного переулка и Ямской улицы Достоевский доживал последние дни. На этом месте настояла администрация музея Ф.М. Достоевского и главный художник города И.Г. Уралов. Впоследствии нашлась третья, символическая причина этого выбора — ведь где ещё место Достоевскому, как не между церковью и рынком.
Любовь Холина создавала произведения не только в скульптуре, но и в графике. Она увлекалась разными техниками, не ограничивая себя чем-то одним: на выставке можно увидеть её работы, выполненные с помощью карандаша, угля и даже фломастеров. Две главные темы в ее работах — творчество и жизнь Достоевского и блокада Ленинграда, которую она пережила в юношестве. Во время осады города у Любови погибли мать и сестра, поэтому работы, посвящённые этому периоду, самые чувственные и пронзительные. Воспоминания о том времени и пережитые чувства отразились в работах, которые можно увидеть на выставке: «Бомбоубежище», «Оплакивание», «Катастрофа», «Победа и поражение».
С Достоевским у Холиной сложились совершенно особенные отношения. Она впитала его мировоззрение из произведений и по-своему воплотила его образ во множестве своих работ. В музее скульптуры можно увидеть графические портреты писателя, эскизы и наброски будущего памятника, рисунки, изображающие город «униженных и оскорблённых». Главным лейтмотивом её творчества стала эпопея с памятником на Владимирской площади, на реализацию которого Холина положила ровно половину своей жизни.
Петербургский скульптор Павел Игнатьев — внук Любови Холиной, который продолжает её дело. Он верит, что выставка поможет современным молодым людям осознать нескольких важных жизненных принципов. Во-первых, внутренние убеждения могут стать основанием для творчества, вдохновение для своих работ можно найти где угодно, просто неся свои взгляды в мир. Во-вторых, обратный принцип: чувство уверенности в собственной художественной правоте может быть ориентиром в социальной жизни и давать силы для движения вперед. Ну и третье, главное, для того, чтобы жить в ожидании реализации своего проекта, не нужно никаких сверхъестественных способностей. Достаточно уверенности в своём художественном взгляде на искусство и внутренней силы этот взгляд защищать.
Выставка Любови Холиной в Государственном музее городской скульптуры продлится до 30 сентября. Наступление нового сезона можно встретить, познав что-то новое или вспоминая старое.
Виктория Млинраж