Вчера общественности представили новый мета-бренд Петербурга. Это бирюзовый круг, «символизирующий северное солнце», на нем — имя города, написанное шрифтом, который, по мнению разработчиков, должен ассоциироваться с разводными мостами. Смысл любого мета-бренда не в том, чтобы заменить официальную геральдику города, а создать именно туристический логотип. Теперь на ближайшие пять лет уже ставшее знаменитым северное бирюзовое солнце — наш символ. На этот проект из городского бюджета выделили семь миллионов рублей, в то время как предыдущий логотип, созданный «Студией Артемия Лебедева», был куплен за рубль. Почему власти города решили сделать такую рокировку, как реагируют на это петербуржцы и за что осуждают эту идею художники, гиды и пиарщики города — выясняла «Луна».
Предыстория
В 2015 году «Студия Артемия Лебедева» создала по заказу Комитета по развитию туризма Петербурга туристические логотипы. Стоимость контракта составила один рубль. Через год компания «Григорьев Борис и партнеры» обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с претензией, что контракт со студией Лебедева был заключён без открытого тендера.
ФАС признала заключенный договор незаконным и аннулировала его. «Прекрасно себя логотип чувствовал, пока какие-то говноеды не решили к нему придраться со словами: „Смотрите, логотип был куплен всего за рубль, значит, это нечестная закупка“», — так комментировал на своем канале на YouTube Артемий Татьянович новость о презентации мета-бренда.
Его логотип город использовал до мая 2018 года. Он был абсолютно везде: и в Пулково, и на Дворцовой. В аэропортах разных городов его видели все приезжие.
Кто отвечает за новый мета-бренд?
SPN Communications — агентство, выигравшее тендер на разработку проекта за 7 млн рублей. Лозунг, который они разработали: «Create the great» — «создавать великое», а главная идея, по словам представителей агентства, в том, что Петербург — город, который создавал и создаёт выдающихся личностей и помогает реализовать себя.
Название города так же, как и на предыдущем логотипе, расположено в три строки, так же есть тема с разводными мостами. Только на новом логотипе они заключены в буквах «Е», а на старом – в «i». Образы, что, по мнению разработчиков, олицетворяют город — это несколько видов: Исаакиевский собор, стрелка Васильевского острова и «Лахта Центр». При этом Адмиралтейство, Медного всадника и Александровскую колонну разработчики вниманием обделили.
«Разработка мета-бренда города не сводилась только к визуальному решению и созданию логотипа. Это лишь 10% всей проделанной нами работы. Мета-бренд содержит подробную инструкцию по коммуникации с разными видами туристов», — так комментировал тему генеральный директор коммуникационного агентства SPN Communication Андрей Баранников.
После официальной презентации нового логотипа, которая состоялась 13 ноября, в сети появилось много негодующих постов. Основная претензия: почему город отдал семь миллионов за бирюзовый круг?
А пользователи «ВКонтакте» не постеснялись расчехлить свои фотошопы.
«Луна» обратилась за разъяснением к людям из сфер дизайна, рекламы и бренгдинга, чтобы они сказали, что думают по этому поводу.
Майк Шилов, дизайнер продукта, окончил международную школу дизайн:
— Логотип плохой, ни цветом, ни формой, ни смыслом (точнее, его отсутствием) не подходящий городу. Город такого величия, как Санкт-Петербург, заслуживает чего-то большего.
Екатерина Вахрушева, графический дизайнер:
— Я думаю, создать для Петербурга логотип, который отражал бы большинство самых значимых атрибутов города, невероятно сложно, а создать логотип, который еще и понравится всем, — еще сложнее.
Что касается нового логотипа города, то с точки зрения основных правил графического дизайна логотип очень удачный. В нем есть идея, символизм (бирюзовое солнце как символ веры) и связь с городом (разводные мосты и вечное северное солнце). Он прост для запоминания, его легко поместить на любую сувенирную продукцию и полиграфию, для каких-то больших форматов он может использоваться со стилизованными изображениями города. И, как говорят разработчики, цвет логотипа может меняться в зависимости от той сферы, где его используют.
Думаю, общая неприязнь к новому логотипу вызвана тем, что он прост в исполнении и, как мне кажется, не говорит о величии города, о его богатой истории, о людях, которые здесь живут или жили. Он безличен с визуальной точки зрения, потому что одинаково может подойти и одному из главных туристических городов России, и какой-нибудь крупной компании, главный офис которой находится в Петербурге, или любой питерской кофейной сети, например. Ведь большинство людей, которые будут смотреть на этот логотип, не будут знать его идеи и того, что именно бирюзовый круг символизирует.
Дмитрий Макеев, аспирант кафедры русского искусства СПбГАИЖСА имени И. Э. Репина:
— Новый туристический логотип не отвечает критериям формирования успешного бренда города, а положение о символике «бирюзового северного солнца» очень однобоко характеризует нас в контексте русской культуры. А это часто воспринимается сквозь призму архитектурно-градостроительных идей.
Покрас Лампас, уличный художник, каллиграфист (в комментарии «Фонтанке»):
— Варианты слабые, смотрится плохо, с точки зрения брендинга и графического дизайна работа выполнена гораздо хуже варианта от «Студии Артемия Лебедева». Дальше нет смысла обсуждать. Понятно, что там Петр, — это не имеет значения. Плохой дизайн не ассоциируется ни с каким городом, а ассоциируется с сельским таким стилем, это недостойно Петербурга.
Николай Копейкин, художник:
— Я не осуждаю, но судить нечего, это не работа за 7 млн рублей.
«Луна» не остановилась с расспросами на людях искусства и пошла дальше — к пиарщикам. Ведь мета-бренд — это в первую очередь пиар-продукт.
Мария Ромейко-Гурко, управляющий партнер Агентства по связям с общественностью 2PR:
— Для начала определимся с терминами. Мета-бренд (или корпоративный бренд) — один единственный бренд, под которым выпускается продукция компании. Если это — мета-бренд, означает ли это, что квадрат цвета «Тиффани» нужно будет лепить на книги, картины, футболки и прочее? Или, что уж стесняться, на любую фотографию с открыточным видом Петербурга?
Я не буду оригинальна и скажу, что это позор, причем несущий все признаки плохо сделанной работы. Не читается, не запоминается, не вызывает симпатии. Здесь еще один интересный момент. Конкурс на создание лого был проведен стремительно и в сроки, не позволяющие серьезным агентствам участвовать. Срок создания лого, а это именно он, был чуть больше месяца. И года не прошло, как это уже утвержденное безобразие увидело свет.
Как относятся к логотипу люди из сферы туризма и непосредственно те, кому с ним придется работать, «Луна» тоже узнала.
Светлана, работает гидом 9 лет:
— С точки зрения гида, было бы интереснее видеть на логотипе города что-то узнаваемое. И более выигрышным вариантом здесь бы был кораблик со шпиля Адмиралтейства, например. Вся история возникновения города связана с флотом. Первый линейный корабль «Полтава» был также построен и спущен на воду в нашем городе. Кроме того, что Петербург был портовым городом, он до сих пор таким и является. И многие туристы прибывают в Петербург на круизных лайнерах.
Новый логотип Петербурга, на мой взгляд, получился довольно простой — он сводится к голубому фону в виде круга и названию города. Голубой — цвет воды и неба. Петербург действительно ассоциируется с водой, ведь у нас около 90 рек и каналов. А вот на счёт неба — спорно. Голубое небо — это редкость в нашем северном городе. С другой стороны, важно правильно позиционировать себя. И в этом плане голубой — цвет надежды, свободы и радости. «Как корабль назовёшь», а в нашем случае, какой логотип будем использовать, так он и поплывет. Хотелось бы плыть в будущее с надеждой.
Но если кому-то в душу все же сильно запал прежний логотип Лебедева, то для таких в этой истории есть и хорошее. После всех прений с судами Артемию Лебедеву вернули рубль, а студия вернула себе права. И этой осенью дизайнер сделал права на логотипы общедоступными и бесплатными, теперь «любой желающий может использовать их в своих целях».