Парфёнов, Супонев и прапорщик Задов: культовые телепередачи девяностых

Сложно спорить с тем, что современное телевидение – не самое привлекательное явление для молодежи. Эта аудитория почти целиком ушла в интернет. Для нее здесь больше свободы, чем в телевизоре, где информация проходит через десятки рук въедливых редакторов. А еще он разговаривает с ней на одном языке, в то время как львиная доля «развлекательного» контента в эфире использует устаревшие тренды и в целом выглядит как Стив Бушеми, который говорит: «How do you do, fellow kids?».

Но так было не всегда. Особый расцвет развлекательных и молодежных телепередач пришелся на девяностые. Программы того времени вовсю экспериментировали с форматами и подачей, и после перестроечных времен это смотрелось очень бойко.

Сегодня «Луна» решила удариться в ностальгию и вспомнить, какие именно телепередачи девяностых собирали у экранов сотни тысяч зрителей и почему, черт побери, нам их иногда так не хватает.

 

«Намедни 1961—2003: Наша эра» (1997-2003)

Сначала «Намедни» была информационной программой неполитических новостей, но в 1996 году кардинально сменила формат. И превратилась в ретроспективный обзор минувших лет советской истории – по одному году на каждый выпуск.

Программа отличалась любопытными по меркам того времени экспериментами с монтажом. В перебивках между сюжетами ведущий то прикуривал сигару у Фиделя Кастро, то перезаряжал ружье Хрущеву, а то и вовсе парил в невесомости на космической станции «Мир».

Первый эпизод обновленной передачи вышел в эфир НТВ 1 марта 1997 года. В нём бодрый и улыбчивый Леонид Парфёнов выученным московским говором рассказывал о денежной реформе СССР 1961 года, кукурузной программе Хрущёва, полете Гагарина, военной операции в заливе Свиней и туфлях на шпильках. В подобном формате прошел первый сезон, охватив период с 1961 по 1991 год, от фильма «Человек-амфибия» и строительства братской ГЭС до распада Югославии и бума на куклы Барби.

Из-за огромного успеха проект решили продлить, и с 21 по 30 декабря 1999 года в эфир вышли выпуски с 1992 по 1999 год. На следующий день Ельцин ушел в отставку, а через год вышла сороковая серия проекта, посвященная первому году нового тысячелетия. Тенденция выпускать новые эпизоды в конце декабря сохранилась до 2003 года. В мае 2004 гендиректор НТВ Николай Сенкевич закрыл программу и уволил Парфенова с канала.

Сейчас он ведет на YouTube успешный канал «Парфенон», где распивает вино и обсуждает новости недели.

 

«Куклы» (1994-2002)

Еще один яркий символ «старого» НТВ – жесткий сатирический выпад в сторону тогдашних российских и мировых политиков. Право на создание и показ «Кукол» было выкуплено у французского аналога «Guignols de l’info».

Первые выпуски снимались и монтировались несколько раз из-за неполадок и разногласий по поводу фирменного стиля программы. Последний нашелся случайно: 11 декабря 1994 года российские войска вошли в Чечню, и создатели решили изменить формат предстоящего новогоднего выпуска. Создатели убрали из него безобидный юмор и обыграли «Героя нашего времени» с аллюзиями на современные реалии. С тех пор реминисценции в сторону классических сюжетов (от «Винни-Пуха» до Великой французской революции), главные роли в которых играли политики, стали фирменным приемом «Кукол».

Сценаристом первых выпусков был журналист Виктор Шендерович, а озвучкой долгое время занимался еще малоизвестный Сергей Безруков. Программа песочила многих: Лужкова и Ленина, Брежнева и Назарбаева, Горбачева и Кобзона, Сталина, Скуратова, Солженицына – словом, практически всех. Хорошо известно отношение к «Куклам» Бориса Ельцина. Ему они были глубоко неприятны, но он терпел и велел терпеть остальным, понимая, как свежий воздух сатиры важен для народа в непростые годы.

Толчком к закрытию программы стал эпизод «Крошка Цахес», в котором новый президент Владимир Путин был показан в образе уродливого карлика, который по волшебству «телевизионной феи» Березовского воспринимается всеми как красавец.

 

«Зов джунглей» (1993-2002)

Каждый ребенок, посмотрев программу, хотел быть смелым, ловким и умелым, ведь именно таких и звали притягательные джунгли. Главный детский ведущий страны Сергей Супонев еженедельно устраивал соревнования между командами «хищников» (красные майки) и «травоядных» (майки желтые). Дети – иногда совместно с родителями – участвовали в разнообразных конкурсах в борьбе за бутафорские бананы и кости – каждому своё.

Заставка передачи представляла собой нарезку французской рекламы сиропа «Sironimo», но полюбилась детям не из-за этого. Легендарная песня Супонева про дикие джунгли, в которых «крокодилы, львы и гориллы», а «слон и пантера в зарослях ждут» заставляла всех прилипать к экранам, бросая игры на улицах.

А еще это был гимн торжества юности и задору. Потому что «усталые взрослые люди» спят – то «утром в субботу», то «вечером в среду после обеда». А какой может быть сон, когда здесь такое приключение?

«Зов джунглей» закрыл сам Супонев, из-за того, что формат приелся, а обновить его не получалось. Последний выпуск вышел в эфир 12 января 2002 года.

 

«Звёздный час» (1992-2002)

Проект Владислава Листьева, еще одно детище любимчика Супонева и еще одно соревнование. Но на этот раз команд больше – целых шесть, — а в них – дети постарше вместе с родителями. Сложная система из нескольких сезонов и игровых туров, вопросы с подвохами, словесные викторины, задачи на логику, длительная борьба за условные очки и звезды – программа заставляла следить за ходом игры и болеть за полюбившуюся команду.

По итогам года проводился эксперимент. Телезрители голосовали за шестерых лучших участников, которые сражались в финальной игре.

Программа была закрыта после трагической гибели Сергея Супонева  8 декабря 2001 года. Создатели пытались найти замену ведущему в лице Сергея Белоголовцева и Валдиса Пельша. И даже звали вести «Звёздный час» сына Сергея – Кирилла. Но передача так прочно ассоциировалась с предыдущим ведущим, что было решено прекратить попытки ее возрождения.

 

«600 секунд» (1987-1993)

Передача вовсю использовала провозглашенную властями политику гласности и показывала сюжеты о чиновничьей коррупции, критиковала депутатов Ленсовета и лично Анатолия Собчака. Не обходилось и без юмора: 1 апреля 1990 года в программе показали интервью с инопланетянином, которого задержала милиция.

«600 секунд», приковывающая внимание телезрителей своей динамичностью и резким критическим тоном, в скором времени стала вызывать у общественности ненависть. Дело в том, что в ней стало появляться все больше и больше натуралистичных сцен – пожары, мертвые дети, насилие, нагота и мат. В эпоху тотального дефицита в эфире «600 секунд» часто показывали гниющую пищу – животных и овощи, — и критика в адрес передачи становилась все яростнее.

Последний раз «600 секунд» показали незадолго до штурма Белого дома – 1 октября 1993 года. Александр Невзоров позже, в 2003 году, извинился за программу, заявив, что был охмелен собственным успехом и разрушил много судеб.

 

«Осторожно, модерн!» (1996-1998)

Начав в 1995 году с «Регионального телевидения» Петербурга в формате юмористических вставок между музыкальными клипами, детище Дмитрия Нагиева и Сергея Роста в  скором времени переехало на СТС и развернулось на полную катушку.

Дуэт Нагиева и Роста стал своего рода альтернативой и дополнением к дуэту Олейника и Стоянова из «Городка», но в «Осторожно, модерн!» градус абсурдистского юмора был гораздо выше. Заседание феминистического женского клуба «К.О.Р.Ж.» из первого сезона смотрится очень актуально и сейчас. Скетчи про рекламное агентство «Полный кадр» и деревню Миздрюки заставляет хохотать до сих пор. А образ неказистого прапорщика Задова и вовсе прочно вошел в российский фольклор и, кажется, не собирается оттуда уходить.

Передачу официально издавали на VHS-кассетах и DVD, были выпущены продолжения «Полный модерн!», «Осторожно, модерн! 2», «Осторожно, модерн! 2004», «Осторожно, Задов!» и «Zадов in Rеалити». Создателям удавалось аккумулировать эту идею вплоть до 2007 года, после чего проект потихоньку скис и закрылся.

 

«Взгляд» (1987-2001)

Главный продукт телекомпании «ВИD» (с той самой заставкой) и наиболее популярная передача за все время выхода в эфир. «Взгляд» был сделан «сверху» — решение о создании молодежной вечерней программы было озвучено на закрытом заседании ЦК КПСС в апреле 1987 года.

Можно сказать, что «Взгляд» поделил отечественное телевидение на «до» и «после». Программа начала активно использовать формат прямого эфира, а музыкальные клипы западных исполнителей в ту пору можно было увидеть только здесь. Другие музыкальные передачи в стране отсутствовали.

Во «Взгляде» работали лучшие журналисты того времени: Владислав Листьев, Александр Любимов, Александр Политковский, Артем Боровик, Сергей Бодров-мл и другие. 27 мая 1994 года именно здесь дает первое интервью Солженицын, вернувшийся в страну после долгой эмиграции. Во время обоих чеченских кампаний Любимов неоднократно вылетает в зону боевых действий и ведет эфир оттуда. «Взгляд» неоднократно поднимал вопросы бедности и безработицы и показывал незаурядных людей из среды учителей, фермеров, врачей и простых рабочих.

В 2001 году Александр Любимов стал первым замом гендиректора ОРТ, и программу пришлось закрыть к большому недоумению зрителей.

 

«До 16 и старше…» (1983-2001)

Культовая передача стартовала еще в СССР – советскую молодежь на заставке встречал подросток, бегущий по взлетной полосе аэродрома. «До 16…» поднимала вопросы беспризорности, наркомании и дедовщины, большое внимание уделяла рокерскому движению.

За время существования в «До 16…» появилось много отдельных рубрик, так называемых «журналов». «Тин-тоник» — о молодежной культуре, «РЭП» (развлекательно-экономическая программа, а не то, что вы подумали) – о проблемах молодежного бизнеса, музыкальные «Джем» и «Рок-урок», а также «Тет-а-тет», поднимающий интимные вопросы.

Позднее формат программы менялся, приходили и уходили новые ведущие из числа выпускников журфака МГУ, больше внимания стало уделяться стендапам, отбивкам и анонсам. Затем в эфире стали появляться музыканты, актеры, бизнесмены, писатели и режиссеры для злободневных и философских дискуссий с молодежной аудиторией и ведущими.

Программа вышла в эфир последний раз 28 июня 2001 года, после чего ушла в бессрочный отпуск.

Виталий Балашов