«Луна» продолжает подводить итоги уходящего года. Сегодня речь пойдет о нашумевших кинопремьерах. Не все из них мы готовы безоговорочно хвалить, поэтому кое-где включаем чопорного кинокритика. Что-то похвалили, что-то поругали, а где-то так ничего и не поняли. В нашем новом тексте — про «Дюнкерк», нового «Бегущего по лезвию» и, разумеется, о новых «Звёздных войнах».

Примечание: cписок не претендует на объективность. Мы вообще не любим объективность. Это скучно.


«Ла Ла Ленд» (реж. Дэмьен Шазелл)

Несколько «Оскаров» и премий BAFTA, полный комплект «Золотых глобусов» и еще куча наград в придачу. Удивительная химия между Райаном Гослингом и Эммой Стоун. Потрясающий саундтрек от Джастина Гурвица. Посвящение бесстрашным мечтателям (которые рано или поздно должны будут спуститься с небес на землю). Все это «Ла Ла Ленд».

О нем говорили все. Еще до выхода в широкий прокат картине пророчили большое будущее и культовый статус. И это, пожалуй, произошло. Разве что самый главный «Оскар» ему вручили всего на пару секунд, перепутав с фаворитом («Лунный свет» Барри Дженкинса).

Мюзикл об отношениях джазового музыканта и начинающей актрисы собрал в мировом прокате больше $400 млн при бюджете в $30 млн. А еще лишний раз показал нам, что если относится к своему делу с любовью и увлечением, то на выходе получится что-то очень близкое к шедевру.


«Логан» (реж. Джеймс Мэнголд)

Вот именно этого нам не хватало в фильмах про супергероев. Особенно про таких брутальных супергероев как Росомаха. Это не про броню, трико, «Мстителей» и не про «с великой силой приходит великая ответственность». Не про прибаутки от Джарвиса. Не про то, что бессмертные хорошие парни всегда побеждают плохих, даже не проронив ни капли крови.

Крови здесь много. И даже главный герой (хотя казалось бы!) не бессмертен. Логан постарел и устал, а, следовательно, любое приключение рано или поздно подходит к концу. Но, разумеется, перед этим нужно надрать еще несколько десятков задниц, скосплеить Джоэла из «Last of Us» и заставить миллионы фанатов по всему миру проронить скупую мужскую слезу. Или разрыдаться, как девчонка.

Отличный пример того, что фильмы о супергероях с рейтингом R могут быть не только у Дэдпула.


«Сплит» (реж. М. Найт Шьямалан)

Да, самым известным примером множественного расстройства личности является Билли Миллиган, и, да, ходят слухи, что фильм о нем с Леонардо Ди Каприо в главной роли уже находится в производстве.

А «Сплит» — это бенефис Джеймса Макэвоя. И прелестная Аня Тейлор-Джой («Ведьма» Роберта Эггерса) в качестве бонуса. Первый показал себя здесь со всех сторон. Одновременно сыграть девятилетнего мальчугана-танцора, статную женщину в шали и вершину эволюции человека, ужасающего Зверя? Да раз плюнуть.

Классический психологический триллер с элементами фильма ужасов не только держит в напряжении на протяжении всего просмотра, но и выносит пусть и заезженный, но важный урок: все наши демоны – результат неких потрясений из прошлого. А отчим в этом виноват или мать – разницы никакой. Лысый мужик, похожий на Оксимирона, и его внутренние демоны — что может быть лучше?


«Оно» (реж. Андрес Мускетти)

Будем честны: хорошие экранизации книг Стивена Кинга можно пересчитать по пальцам. И тем радостнее от того, что «Оно» попадает в это число, а не к фильму «Мгла» или, например, сериалу «Под куполом».

Мускетти шел на риск – образ зловещего клоуна Пеннивайза в исполнении Тима Карри получил настолько культовый статус, что другое его видение могло быть приравнено к оскорблению чьих-нибудь чувств. Но Билл Скарсгард справился на отлично – новый Пеннивайз внушает неподдельный страх, да и вообще, даже смотреть на него как-то жутковато.

И пускай вас не смущает, что фильм рассказывает только о детстве главных героев. Ведь это фильм в первую очередь про дружбу. Удастся ли Мускетти сделать вторую часть не менее крутой? Время покажет. Но что-то нам подсказывает, что да.


«Бегущий по лезвию 2049» (реж. Дени Вильнёв)

Сиквелы – это всегда риск. В особенности сиквелы таких культовых вещей, как «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Вот и новый фильм по мотивам романа «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филипа К. Дика с самого начала казался рисковой затеей. В режиссерском кресле – автор потрясающего «Прибытия», в касте — Райан Гослинг (да, опять), Харрисон Форд и Джаред Лето. И, чёрт возьми, у них получилось сделать идеальное продолжение. Спустя столько-то лет!

Сюжет по-прежнему поднимает вечные вопросы, Райан Гослинг раз за разом получает по морде (в том числе и от Форда), а визуальная сторона картины толкает на мысль распечатать скриншоты и развесить их по стенам.

Пока режиссер оригинального фильма без смазки насиловал собственное детище, выпуская «Чужой: Завет», Вильнёв постарался создать крепкую историю, с блэкджеком и репликантами. И мы считаем, что ему это вполне удалось.


«Дюнкерк» (реж. Кристофер Нолан)

Нолан, как мы знаем, гений. Но, оказывается, не всегда. Мы бесконечно любим «Престиж», «Начало» и «Интерстеллар» и готовы целовать его в лобик за спасенную историю про Тёмного рыцаря. За «Дюнкерк» мы готовы просто неловко промолчать.

Фильм изобилует таким колоссальным количеством исторических неточностей и градусом нелогичного поведения картонных персонажей, что возникает ощущение, будто бы единственным источником вдохновения для режиссера была War Thunder. Да, возможно, вечно молчащие главные герои, невидимый враг (ЗЛЫЕ КОВАРНЫЕ НЕМЦЫ), философствующий капитан, разгуливающий по пирсу туда-сюда – это режиссерский почерк. Однако этому совсем не хочется сопереживать. И от этого грустно.

Фильм, безусловно, понравится тем, у кого кредит доверия Нолану выше уровня безработицы в России. И фанатам Тома Харди. И фанатам Киллиана Мёрфи. Фанаты здравого смысла пересмотрят «Спасти рядового Райана».


«Убийство в “Восточном экспрессе”» (реж. Кеннет Брана)

Мы любим детективы. Хорошие детективы с закрученным сюжетом, проработанными персонажами и неожиданной развязкой. К сожалению, этот фильм – это не тот случай. Сюжет нам известен еще с 1934 года, когда вышел одноименный роман Агаты Кристи, персонажи здесь в основном исполняют роль декорации, а развязка хоть и интересна, но не нова.

Кеннет Брана – ужасный эгоцентрик. Кресла режиссера ему, видимо, показалось недостаточно, и главную роль детектива Эркюля Пуаро он решил исполнить самостоятельно. И ведет он себя здесь настолько самодовольно, что невольно вспоминаешь Златопуста Локонса из второй части «Гарри Поттера» (и неудивительно, ведь его роль тоже сыграл Брана).

Чудной пример того, как именитый актерский состав (Джонни Депп, Уильям Дефо, Пенелопа Крус, Мишель Пфайффер и другие) не способен вытянуть картину из унылого пафосного фарса без каких-либо оригинальных сюжетных решений. А главный герой похож на неунывающего Командора из «Крутого пике».


«Звёздные войны: Последние джедаи» (реж. Райан Джонсон)

После того, как в декабре 2015 года вышло «Пробуждение силы», фанаты космической саги разделились на два лагеря. Первые считали, что новая трилогия показывает нам свежий взгляд на вселенную и имеет право на жизнь. Вторые утверждали, что бездушный Микки Маус («Walt Disney» купила студию «Lucasfilm») поставил франшизу на конвейер и теперь будет штамповать бездушные эпизоды из года в год, пока она не перестанет приносит баблишко.

Восьмой эпизод – это очень неоднозначная картина. С одной стороны, мы понимаем, что режиссер (снявший, к примеру, «Петлю времени») играет на чувствах ностальгии преданных фанатов. А с другой – фильм изобилует таким количеством нетипичных для этой космической оперы сюжетных решений, что определиться точно, хорошо это или нет, не получается. Короче, мы ничего не поняли.

С уверенностью можно сказать только две вещи: порги – невероятные милашки, а посвятить фильм светлой памяти Кэрри Фишер – самое правильное решение.


«Kingsman: Золотое кольцо» (реж. Мэттью Вон)

Шпионские боевики – это в целом хорошо. А если они еще и сдобрены хорошим, годным юмором – так вообще прекрасно. Таким была первая часть Kingsman под названием «Секретная служба», и таким оказалась и вторая часть, на которую вездесущие шипперы (зачеркнуто) преданные фанаты возлагали большие надежды.

Не обошлось, конечно, без самокопирования и странного решения показать эволюцию главного героя практически точь-в-точь, как в первой части – но это простительно. Шутки на грани фола удачно контрастируют с эстетикой чопорных джентльменов, самоирония камео Элтона Джона – один из лучших моментов в принципе, а главный злодей в исполнении Джулианны Мур почему-то очень уж похожа на Валентайна из первой части, которого играл Сэмюэл Л. Джексон.

Фильм хоть и проседает по сюжетной составляющей и актерской игре, смотрится ровно и увлекательно. Благо, ставка на юмор и визуальную сторону сделала свое дело. Однако в третьей части такая тактика уже не сработает. Нужно придумывать что-то новое.


«Чудо-женщина» (реж. Пэтти Дженкинс)

Снова будем честны: все фильмы DC, режиссером которых выступал Зак Снайдер, — отстой. Вероятно, именно поэтому «Чудо-женщина», в режиссерском кресле которой оказалась Пэтти Дженкинс («Монстр» с Шарлиз Терон) получилась хороша.

История музейной оценщицы, которая ВНЕЗАПНО оказывается самой настоящей амазонкой, получилась живой и искренней. В нем нет картонных персонажей – все герои ведут себя по-настоящему убедительно, и за ними интересно наблюдать. А на изящную Галь Гадот (вероятно, гордость всего Израиля) еще и просто приятно смотреть. Из неочевидных решений можно назвать, пожалуй, двух актеров. Дэвид Тьюлис (фактурный Римус Люпин из серии про Гарри Поттера) никак не смотрится в роли злодея Ареса. А при виде Робин Райт в роли генерала Антиопы задаешься вопросом, зачем жена Фрэнка Андервуда залезла на лошадь.

Виталий Балашов