Как выглядит фестиваль ролевых игр в бомбоубежище

При фразе «ролевые игры» многим людям представляется латекс, кнуты и сетчатое бельё. Иногда это справедливо, иногда — не совсем. Ролевые игры в контексте сегодняшнего разговора — это моделирование событий, происходящих в реальном времени. Зачастую они основаны на фильмах или книгах и имеют определённую тематику. Участники ролевых игр придумывают себе образ сами или создают его, вдохновляясь выбранным персонажем. Как правило, ролевые игры неразрывно связаны с ролевым сообществом.

Андерграундное культурное подпространство «Убежище», построенное в бомбоуежище, ориентировано на экспериментальную музыку. Здесь не ловит связь, а чтобы сюда попасть, нужно пройти пару заброшенных зданий, тянущийся бесконечность серый забор и законсервированную водонапорную башню.

Кроме рейвов в «Убежище» проходят мероприятия радикально отличающегося формата. Одно из таких мероприятий организовала команда «Тёмный блок». Это их первый полноценный конвент в формате ролевых игр. Участники и организаторы «Тёмного конвента» не спешат раскрывать свои имена, у каждого из них есть свой ник. «Луна» окунулась в атмосферу средневековья на фестивале ролевиков и теперь готова рассказать о ролевых играх немножко больше.

В этот день казалось, что средневековье не только в клубе на Балтийской, а вообще везде. Фейсконтроль на входе ставил на руки печати, а внутри помещения посетителей ждала масса интересного. Кстати, единственные, кто не был похож на любителей ролевых игр, — это как раз ребята-фейсконтрольщики. Внутри пространства многжество помещений разного размера, каждое из которых имеет своё предназначение: где-то на сцене выступают группы, проходит турнир на мечах или мастер-классы, в укромном уголке организована комната для фотосессий, а помещение с баром ведёт в ещё две маленьких комнаты, где можно отдохнуть на диванах и пообщаться. При желании изучить пространство целиком можно наткнуться на длинный коридор, ведущий в курилку. Дальше курилки прохода нет, границы клуба не так уж и сложно обозначить.

Чтобы лучше понять концепцию этого мероприятия, нужно искать людей с зелёной повязкой на руках — это организаторы. Они всегда готовы с увлечением рассказать о том, что такое конвент, сфотографироваться и дать свои контакты на случай, если захочется узнать побольше.

Табаки, организатор:

— В ролевом сообществе я недавно, всего два года. Впервые о команде «Тёмный блок» я узнала летом 2017 года. Её участники мне очень понравились, и мы довольно быстро подружились. В ролевом сообществе ходит название «олдовые». Это те, кто в ролевом движении уже давно. Соответственно, некоторым сейчас лет по 40, но это вообще не имеет никакого значения. Сейчас мне 20, но среди людей, которые старше меня в два раза, я чувствую себя комфортно.

В команде «Тёмного блока» всё схвачено по материальной части. Если ты с ними на локации, тебя накормят и проследят, чтобы ты была тепло одета. Даже если ты левый чувак, каким я была пару лет назад. Так вообще далеко не у всех ролевых сообществ, ведь никто не обязан о тебе заботиться.

— Расскажи о предыстории ролевых игр?

— В России ролевые игры появились в 1990-х годах. Первые ролевики были ролевиками по Толкину. И речь не только о знаменитом «Властелине колец». Ещё есть «Хоббит», «Сильмариллион» и много других интересных произведений.

У каждой ролевой игры есть свой сюжет, в основе почти всегда лежит какая-то книга или фильм. Каждый участник берёт на себя роль выбранного персонажа. Это можно сравнить с театром живого действия. Бывают игры, рассчитанные на 50 человек, а бывают рассчитанные на 1000, но в таких крупных я ещё ни разу не участвовала. Поскольку я ньюфаг, я не знаю, кто изначально придумал конвенты.

[В этот момент к нам подсаживается мужчина лет сорока, похожий на участника «Мотосезона», и говорит, что он из Барнаула и у него в городе тоже развито ролевое движение. Табаки продолжает рассказ]

— Обычно ролевой сезон — это конец апреля-май и до сентября-октября. Это тот период времени, когда проводят большинство игр, потому что дальше становится элементарно холодно. Осенью игры часто перекачёвывают на какие-то базы, но это тут же увеличивает стоимость взноса — не все могут себе это позволить. А вообще, игры на базах — это тенденция последних годов.

Когда игр нет, ролевики собираются, чтобы подраться на мечах, устроить турнир, обсудить предстоящий сезон. Вообще, конвенты сейчас — это уже устоявшаяся практика. Есть несколько крупных конвентов, они известны большинству и проводятся ежегодно в течение нескольких лет. Например, Comic Con и Блинком. В России есть несколько городов, в которых тематика ролевых игр развита наиболее сильно: Москва, Питер, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Казань.

Наш конвент не типичный, потому что у него единое расписание. Обычно расписание на конвентах перекликается — где-нибудь проходит турнир, а одновременно с ним семинар, мастер-класс или выступление какой-нибудь музыкальной группы. Ещё наш конвент необычен тем, что он длится чуть меньше суток. Как правило, такие мероприятия длятся два дня, но мы решили, что для первого раза можно ограничиться одними сутками. Раньше мы организовывали мероприятия, конвенты — это новый уровень.

— Почему вы выбрали в качестве площадки именно бомбоубежище?

— Здесь близко дометро, много помещений для мастер-классов, игр, лабиринтов, а также есть бар — это очень здорово. Когда мы сюда пришли, лично у меня были мысли, как в анекдоте:

— Добро пожаловать в наш уютный лофт!
— Но это же какой-то ссаный подвал, а вон там крысы доедают наркомана.
— Нет, вы ничего не понимаете. Это инсталляция.

Со временем мы прониклись и поняли, что здесь очень круто и антуражно, потому что к тематике нашего мероприятия «Убежище» подходит более чем. А граффити на стенах понравились мне с первого взгляда.

[После разговора с Табаки я решаю изучить обстановку и пообщаться с посетителями]

— Привет, а ты какой персонаж?

— Я Рандер, а не персонаж.

— А ты можешь рассказать, что здесь происходит?

— Здесь сборище людей, которые любят играть в игры.

— Что за игры?

— Здесь было несколько объявлений про игры. Честно говоря, я ни одно из них не запомнил, они неинтересные.

— А что ты здесь делаешь?

— Недавно танцевал, перед этим с умным видом слушал людей, несущих ересь. Всё как обычно.

[Позднее Рандер подходит ко мне и интересуется, нравится ли мне на конвенте. Я отвечаю, что нравится, но атмосфера для меня необычная. Он отвечает

— Я точно могу сказать, что в 1997 году нечто подобное уже проводилось в Питере. Но тогда формат был немного другой. А вообще, меня зовут Илья Демин, но я предпочитаю именовать себя Рандер.

[После разговора с Рандером я слушаю выступление группы «Драконь», которая исполняет песни в стиле арт-рок с элементами фолка, и решаю поговорить ещё с кем-нибудь. Вижу девушку, которая держит в руках змею, и на свой страх и риск решаю к ней подойти. Она оказывается одним из организаторов конвента и вежливо соглашается рассказать мне о мероприятии и о том, каких животных кроме змеи сегодня принесла]

Эйвин, организатор:

—Как появилась идея создать свой конвент?

— Команда «Темного блока» существовала задолго до того, как я в неё вступила. Я в ней всего полтора года. Изначально мы с ребятами участвовали в других ролевых конвентах — ездили в Москву и Петербург, но многое не нравилось: пересекающиеся мероприятия, шаблонность, сильные ограничения. А после Comic Con 2018 года один из участников Крюк сказал: «А почему мы не можем сделать своё?» Именно так появилась идея «Тёмного конвента». Здесь нет привязки к определённой вселенной, у нас тёмная тематика, но рады мы всем, естественно.

— Вы довольны тем, как сегодня всё происходит, или были другие ожидания?

— Мне нравится. Судя по другим участникам, им тоже. Все вовлечены. Крюк поначалу думал, что будет больше людей, но они подтянулись потом.

— Люди пришли сюда в нарядах, которые придумали сами, или это образы каких-то персонажей?

— Все эти наряды люди придумывают сами. Многие из них придумывают своих персонажей, а потом одеваются в костюмы. Как я собираю свой костюм? Я открываю шкаф, что из него выпало, то я и надену. Учитывая, что у меня полшкафа средневековщины, так это и работает. Но сегодня в виду того, что мы в бомбоубежище, я решила одеться потеплее и привезла своих животных.

— Да, я уже видела змею. А кого ещё?

— Змея, геккон, мышь и паук.

[Эйвин предлагает показать мне свою паучиху и уходит. Спустя пару минут она возвращается, держа в руках стеклянный террариум со своим питомцем]

— Что ест паучиха?

— Сверчков.

— А где ты их берёшь?

— Покупаю на Кондратьевском рынке.

— Ты принесла всех своих животных?

— Нет, не всех. Дома у меня ещё живут три змеи, две ящерицы, паук, ворона и мышь.

— А как ты успеваешь за всеми ухаживать?

— Это довольно легко. Рептилии не требуют большого ухода.

— Они живут в террариуме?

— Рептилии — да. Кстати, изначально мы покупали мышонка на корм змее, но потом решили, что нам его жаль.

— А что ест змея?

— Мышей, но я кормлю её цыплятами.

— А паучиха ядовитая?

— Да, но её укус приравнивается к укусу двух-трёх пчёл. Она не убъёт.

— А змея?

— Змею зовут Индиана Джонс. Это четырёхгодовалый самец, он не ядовитый. Геккон тоже не ядовит.

— Не страшно держать ядовитого паука дома?

— Она паук-интроверт. Кстати, её зовут Анюта. Анюта не любит никого, кроме себя.

[После разговора с Эйвин я решаю отдохнуть за барной стойкой. В этот момент парень с ярко-голубыми волосами наливает кому-то пиво, я не теряю время зря и начинаю его расспрашивать]

— Привет, как тебе сегодняшний конвент? Часто вообще проводятся такие мероприятия?

— Именно такого формата — не очень часто, обычно здесь рейвы проходят.

— Техно?

— И не только. Техно, транс, брейккор. Всякие такие штуки.

— Ты бармен здесь?

— Я здесь человек любой профессии. Что нужно, то я и делаю. В данный момент я помощник бармена. Вообще, сейчас мы находимся в полуандерграундном состоянии. И нам не слишком нужна лишняя известность, потому что мы только открываемся. Это место технически ещё не открыто.

— В интернете про вас очень мало информации.

— Мы стараемся, чтобы было ещё меньше.

[В голове складывается целостный образ того, что такое «Тёмный конвент» и фестиваль ролевых игр в целом. У выхода я вижу мужчину, похожего на жителя времён эпохи Петра Первого, — это ещё один участник «Тёмного блока» и организатор сегодняшнего мероприятия. Его зовут Милитарист и он очень немногословен]

— Ролевые игры захватывают очень большой спектр эпох и времён. Сегодня мы играем в орков и гоблинов, а завтра — уже в пиратов. Я занимаюсь турнирным блоком и веду ещё пару мероприятий.

Люди удивительно точно умеют передавать атмосферу времён давно прошедшей эпохи. Ролевые игры — отличное тому подтверждение.

 

Олеся Гаврилова