Советская власть не жалела наследие предыдущей эпохи. Особенно — культовые сооружения. До конца 30-х годов новая власть отчаянно сражалась с религией. Иные храмы уничтожались целиком, иные — перестраивались. Иногда до неузнаваемости. В Петербурге есть несколько зданий, по которым невозможно сказать, что когда-то они были церквями. Сегодня мы расскажем вам о них.

1. Завод (Чкаловский, 50).

Начнём на Петроградской стороне – в районе Чкаловского проспекта. Здесь, на углу с ул. Всеволода Вишневского, прямо напротив дома, где жил легендарный лётчик, давший своё имя проспекту, стоит цех завода «Измеритель».

Нынешний вид здание обрело в 1930-ые годы (правда, тогда оно не было таким обшарпанным). И вид этот, скажем прямо, необычный. Основной пятиэтажный корпус цеха венчает странная конструкция, представляющая собой нечто вроде «барабана с крыльями».

Нет, никаких технических особенностей за этим архитектурным решением не скрыто. Ответ на поверхности. Когда-то этот барабан нёс на себе главный купол церкви преподобного Алексия, человека Божия.

Построена она была по проекту архитектора Германа Гримма в 1910-ые годы при «доме милосердия для исправления взрослых девиц, занимающихся проституциею». Через полтора десятилетия после постройки современный облик заводского цеха этому зданию придал архитектор Демьян Фомичев.

(Интерьер церкви)

2. Общежитие (Подрезова ул., 14).

В шаговой доступности от бывшей церкви преподобного Алексия сохранился ещё один архитектурный памятник, когда-то бывший храмовым сооружением. Но если не знать точного адреса, то догадаться об этом практически невозможно.

На углу улицы Подрезова и Малого проспекта П.С. стоит неприметное здание студенческого общежития. В это трудно поверить, но это – бывшая церковь Казанской иконы Божией Матери при подворье Казанского Вышневолоцкого монастыря.

(Совсем не похоже на церковь, но это она)

В 1912 году её воздвиг здесь главный епархиальный архитектор Петербурга Андрей Аплаксин. Белокаменный храм был решён в «неорусском» стиле, столь популярном в поздней Российской империи.

А уже в 1923 году подворье было закрыто и к началу 1930-ых перестроено в то, что мы видим теперь, архитектором Фёдором Лыхиным. С тех пор там живут студенты. Если заглянуть во двор этого дома, можно увидеть киот для надвратной иконы и храмовую апсиду. Прохожие часто задумываются — для чего эти странные штуки? Уже ни для чего.

Ещё один намёк на прошлое — вертикальные узкие окошечки над входом, переделанные в узкое окно на несколько этажей.

3. Дом культуры (Большая Морская ул., 58).

Не только православных храмов коснулась такая вот участь. На Большой Морской стоит здание, известное многим горожанам – ДК работников связи, яркий памятник ленинградского архитектурного авангарда. Все, проходящие мимо, замечают странность этого здания: оно как будто то ли недостроено, то ли перестроено. Всё так. Конструктивистский облик этой постройки скрывает Немецкую реформатскую церковь.

Это здание в формах «кирпичной готики» было построено в 1862-1865 годах на средства петербургских кальвинистов. Проект храма создал архитектор Гаральд Боссе, а руководил работами зодчий Давид Гримм. Помните храм, с которого мы начали? Так вот, реформатскую церковь на Большой Морской строил отец Германа Гримма, архитектора церкви на Чкаловском.

После 1917 года отношение к религии в стране резко изменилось. И Немецкая реформатская церковь, среди прочих, подверглась перестройке. В 1932-1939 годах архитекторы-авангардисты Павел Гринберг и Григорий Райц перестроили её в модном тогда стиле конструктивизма. А сам храм превратился в дворец культуры, впоследствии известный каждому ленинградцу. Сейчас это здание действительно выглядит очень странным и немного похоже на огрызок чего-то другого.

4. Тубдиспансер (Боровая ул., 1).

Прямо за Ямским рынком, по адресу Боровая, 1, — ещё одно неприметное здание.

Эта трёхэтажная коробка ещё больше не похожа на церковь. Но это она — церковь св. Александра Невского при подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря.

Хотя узнать её, конечно, решительно невозможно. Выглядела она вот так.

За годы перестроек не осталось и следа от её некогда богатого национального декора, куполов и большого образа престольного святого на фасаде. С советского периода и до наших дней здесь размещается районный туберкулёзный диспансер. Место хоть и со своеобразной аурой, но для города необходимое.

5. Институт (Правды, 13).

А вот это здание на улице Правды уже больше похоже на бывший храм. О прежнем облике здесь отлично напоминают блестящие на фасаде мозаики на религиозные темы. Это бывшая церковь св. Александра Невского при Училищном совете Священного Синода, построенная Александром Померанцевым (автором московского ГУМа) на рубеже XIX-XX вв.

Храм освятили весной 1901 года, но уже в мае 1919 закрыли. И в те же дни туда въехал Институт фототехники, предтеча хорошо всем известного КиТа – Института кино и телевидения, который и обитает здесь уже 98 лет.

Переезд происходил в спешке, так что огромные мозаичные образы на фасадах не были уничтожены – их просто замазали толстым слоем штукатурки, который в советские годы методично обновляли. А потом перестали и несколько лет назад расчистили и отреставрировали.

Артём Шипунов