Годовщина теракта в метро Петербурга: что изменилось спустя год?

 

Год назад, 3 апреля в три часа дня на перегоне между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт» прогремел взрыв. Сначала террорист оставил бомбу, замаскированную под огнетушитель, на станции «Площадь восстания», а затем подорвал себя в вагоне поезда, от чего погибло 16 человек, а 108 получили ранения. Возможно ли сегодня повторение подобной трагедии?

 

Бесконечные проверки

Сразу после теракта начался выборочный досмотр пассажиров на входе в метрополитен. Как правило, через металлодетектор пропускали багаж и ручную кладь пассажиров кавказской национальности, проверяли мужчин с рюкзаками, всех пассажиров с большим багажом.

В конце июля 2017 года на станциях «Спасская», «Звенигородская», «Крестовский остров» и «Электросила» начался усиленный досмотр пассажиров. В метро пускали по несколько человек и досматривали. Сотрудники метро закрывали двери, поэтому пассажирам приходилось стоять в очереди дольше 15 минут. При этом один досмотровый пункт мог принять только 126 человек в час, когда пассажиров было в разы больше, из-за чего на станциях возникла давка.

В свою очередь, пресс-служба метрополитена заявляла, что тотальные проверки на четырех «экспериментальных» станциях проводились с целью исполнения закона. А именно постановления правительства от 5 апреля «Об утверждении обеспечения транспортной безопасности, в том числе требований по антитеррористической защищенности». 

«Ространснадзор, Прокуратура всё чаще и чаще обвиняют нас в том, что мы некачественно осуществляем досмотр. Было принято решение всё сделать по требованиям закона и наших проверяющих органов, то есть полная проверка пассажиров. Метрополитен сегодня собирает статистику для того, чтобы предоставить её в комитет по транспорту. Или мы на 100% выполняем закон N 410 постановления правительства, или нужно принимать решение, как метрополитену существовать в сегодняшней действительности», — рассказала пресс-секретарь метрополитена Петербурга Юлия Шавель.

 

Хочешь жить — плати

Также в конце июля прошлого года поступила новость о том, что «Петербургский метрополитен» подал в Смольный документы на увеличение проезда в метро до 50 рублей. Ведомство посчитало эта сумму экономически обоснованной из-за открытия новых станций и электродепо, а также для того, чтобы увеличить в метро уровень безопасности. Сейчас жетон до сих пор стоит 45 рублей. А пассажиры, согласно соцопросу, проведенному «Эхом Москвы» в Петербурге, были против повышения оплаты проезда в метрополитене, т.к. это не повлияло бы на безопасность, а скорее на «пополнение кармана начальников».

 

Фокус не удался

В марте этого года студенты 1 курса факультета журналистики СПбГУ Никита Глазырин и Эллина Оруджева провели эксперимент. Согласно плану, они ехали с тортом к подруге, чтобы поздравить ее с днем рождения, а также с кухонным ножом в рюкзаке, чтобы торт по приезде, естественно, разрезать. При этом по правилам пользования петербургским метрополитеном, провозить колющие предметы запрещено (№9.14.).

Таким образом, они прошли через семь станций: «Старая деревня», «Сенная площадь», «Звенигородская», «Обводный канал», «Международная», «Технологический институт» и «Кировский завод». Их повели на досмотр только на одной. При этом, когда на рентгеновском снимке был отчетливо виден нож, работник метрополитена все же пропустил их на станцию.

«По поводу ножей недавно были приняты поправки. Теперь вся ответственность на конкретном проверяющем: он может вас пропустить, а может и развернуть. Всё зависит от размера ножа. Хотя убить можно и складным карманным. У металлодетекторов три датчика: один на уровне ног, второй на уровне живота, третий — головы. Вам кажется, что они всё время шкалят, но это взгляд обывателя — работники безопасности видят по-другому. Мы не смотрим на лица людей, мы смотрим на рамки. Национальность или пол не имеют значения», — рассказал студентам управляющий по безопасности, который предпочел не называть своего имени.

 

Мнения петербуржцев

Мы поговорили с пассажирами петербургского метрополитена, чтобы узнать их мнение — стало ли в метро безопаснее спустя год после теракта?

Пожалуй, я вижу гораздо больше проверяющих у турникетов, нежели ранее. И вижу, что они действительно останавливают мужчин (и только мужчин, кстати) с рюкзаками и досматривают их. Но является ли это гарантией стопроцентной безопасности… Не думаю. Может, процентов на 10 и безопаснее стало. Останавливают-то они выборочно. Да и не всегда же, человеческий фактор невнимательности никто не отменял.

Екатерина, учитель начальных классов

 

В метро стало безопаснее, да и до теракта тоже было безопасно. Это все зависит от работы ФСБ. Мы их не видим, а они работают.

Александр, фотограф

 

В метро Петербурга стало безопаснее. Все-таки стали чаще проводить проверки, что известно точно. Добавились металлодетекторы. Вопрос, насколько они эффективны, был уже давно открыт. Есть случаи, когда проносили какое-то бешеное количество металла через них. Это, конечно, плохо. Но сам факт того, что они есть, уже говорит о многом. На самом деле это зависит от станций: где-то они работают хорошо, и они отрегулированы, а где-то нет. На вокзалах по крайней мере они считаются эффективными. Об этом я знаю четко из органов и могу поручиться. В метро увеличилось количество охранников особенно на центральных станциях. По сравнению с тем, что было «до», прогресс есть. Понятное дело, что полную безопасность в метро никто обеспечить не может. Но на самом деле, основываясь на собственном опыте, безопасность в метро у нас поддерживается намного лучше, чем в других странах Европы.

Алексей, предприниматель

 

Мы не узнаем, стало ли безопасней в метро, до следующей попытки теракта. Так что, надеюсь, не узнаем никогда. Мы не знаем ничего о программах по выявлению подозрительных лиц на въезде в страну, по профилактике среди населения, мы не обладаем никакой статистикой по эффективности рамок и досмотров. В метро все так же много пьяных, наркоманов, бомжей, неадекватов и гастарбайтеров с большими сумками и расширенными зрачками.

Максим, менеджер

 

Мне кажется, что безопасней не стало. Потому что сколько ни проводи досмотры на входе, сколько рамок не ставь (а от них пользы в любом случае ноль), если террорист пришёл в метро взрываться — никакие «меры безопасности» его не остановят, ведь разницы, где взрываться, нет: хоть в очереди на досмотре, хоть в ларьке напротив. Немножко успокаивает то, что последнее время было много новостей о ФСБ, которые ловили террористов на стадии подготовки к взрывам. Если это правда, то это замечательно. Если толчком к активной работе спецорганов стал только теракт, то это очень грустно.

Карина, студентка

Театр безопасности

По сути, рамки, металлоискатели, охрана работают для пассажиров метрополитена в качестве мишуры. Существует такое понятие как «театр безопасности». Это меры, которые, казалось бы, принимаются ради безопасности граждан, но на деле не выполняют своей функции. Если обратить внимание на опыт Европы и Соединенных Штатов, то там мы не увидим попыток тотального досмотра и рамок, хотя террористическая угроза там нисколько не меньше, чем в России. Меры театра безопасности приводят к страху обычного гражданина, который, видя охрану и тщательный досмотр, что для него говорит о реальной опасности, начинает нервничать. Стресс каждого горожанина, в потенциале, приводит к настоящим экономическим потерям для государства. После регулярных тотальных досмотров по дороге на работу и обратно мы навряд ли сможем работать эффективно. Поэтому государство должно заботиться не о безопасности общества в целом, а о безопасности каждого отдельного гражданина: создавать комфортные, но в то же время безопасные условия для жизни.

Метрополитен — это место скопления людей, как та же улица или рынок. Террористу все равно, где взрываться. Если террорист вышел из дома с бомбой  вы проиграли. Поэтому спецслужбы, по идее, должны направить усилия на предотвращение терактов. И, кажется, со своей работой они справляются успешно, ведь уже год мы живем спокойно.

 

Автор: Дарья Горшенина