Майская подборка премьер оказалось самой легкой и сложной одновременно. Во-первых, мы, действительно, готовы были остановиться на двух картинах и отправить вас дрейфовать в остальных релизах самостоятельно, но все же после нашли пару интересных закономерностей, поэтому делим этот дайджест на Нужно посмотреть и Можно посмотреть.
НУЖНО ПОСМОТРЕТЬ
Война Анны
Россия, 2018; режиссер Алексей Федорченко
в прокате только с 9 по 12 мая
Личная битва на фоне битвы массовой разворачивается в неработающем камине, где маленькая девочка, потерявшая семью при расстреле местных евреев, пытается выжить. На экране два года оккупации нацистами украинской деревни проходят за 75 минут глазами маленькой девочки практически без слов и без сюжета.
Что знаем о режиссере? Мы уже привыкли, что Федорченко балансирует между документалистикой и художественностью, создавая особенный трогательный миф и реальность. А еще привыкаем, что каждая картина режиссера, отправленная на фестивали, гремит как гром («Овсянки», «Ангелы революции»)
Почему нужно смотреть? Потому что главную роль Анны — героини, которую нарекают «нашей Анной Франк», сыграла шестилетняя девочка Марта Козлова (назовите драматические фильмы, которые могут конкурировать с этим фактом?). Потому что фильм просит вас услышать войну на разных языках без перевода: украинском, русском, немецком, французском, венгерском. Потому что сценаристка Наталья Мещанинова и оператор Алишер Хамидходжаев работали над заслуженно нашумевшей «Аритмией». Потому что вы, правда, никогда этого не видели.
Жертвоприношение
СССР, 1986; режиссер Андрей Тарковский
в прокате с 9 мая
Повторный долгожданный прокат фильма из прошлого столетия, описывать сюжет которого словно пересказывать сон. «Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву», — писал сам Андрей Тарковский.
Что мы знаем о режиссере и почему нужно смотреть его последний фильм? Отвечать на эти вопросы и смех, и грех. Вы все не один раз, осознанно или неосознанно, сталкивались с именем или творчеством Тарковского: современный всплеск его эстетизма пришелся на расцвет всех tumblr, twitter, короче на 2010-е; но, в первую очередь, это режиссер, ставший классиком мирового кинематографа, которого воспевает и цитирует в своих картинах плеяда других классических режиссеров — привет Кубрик, Триер, Иньярриту, Содерберг. Критика фильмов Тарковского, творившего с 1950-х до 1986-го, сопровождается словами «величие гуманизма», «метафизическое кино», «воспевание духа», «шедевр отечественного и зарубежного кинематографа», но чаще всего мы слышим «Гений Тарковского». Как бы ни было, и первый («Иваново детство»), и последний («Жертвоприношение») и вообще каждый фильм режиссера забирал награды мировых кино-фестивалей.
МОЖНО ПОСМОТРЕТЬ
Эксперименты с сексуальностью и сексом из Швеции и Франции
Королева сердец/ Dronningen
Дания, Швеция, 2019; режиссер Май эль-Туки
в прокате с 16 мая
Женщина заводит отношения с сыном мужа от первого брака.
Режиссер Май эль-Туки любит исследовать тайные и порочные связи на протяжении всего своего творчества.
Золотая молодежь/ Une jeunesse dorée
Франция, Бельгия, 2019; режиссер Ева Йонеско
в прокате с 16 мая
О том, как молодая пара влюбленных в поисках новых ощущений находит на очередной вечеринке такую же азартную зрелую пару.
Конечно, когда во французском кино раскрывают сексуальность — в кадре появляется Изабель Юппер, а за ней Мельвиль Пупо, за ролями которого мы пристально следим, ведь так? (Вспоминаем прошлую подборку, новый фильм Франсуа Озона и старый фильм Ксавье Долана). Это вторая картина режиссера Ева Йонеско, которая на самом деле уже покорила кинематограф как актриса, посвященная исследованию скрытых фантазий.
Куриоса/ Curiosa
Франция, 2019; режиссер Лу Жене
в прокате с 30 мая
Богемный любовный треугольник в Париже конца XIX века. Девушка выходит замуж по расчету за одного поэта, буду влюбленной в другого: поэта — эротомана и фотографа, роль которого исполняет Нильс Шнайдер, покоривший наши сердца в долановской «Воображаемой любви». Кстати фильм основан на дневниках и письмах известных светских персонажей того времени. Для режиссера и сценариста Лу Жене это первая полнометражная картина, после коротких метров и работы на ТВ.
Эксперименты с всевозможными манипуляциями над людьми
Красивый, плохой, злой/ Extremely Wicked, Shockingly Evil and Vile
США, 2019; режиссер Джо Берлингер
Фильм рассказывает историю серийного маньяка в США 1970-х — Теда Банди, которого три раза приговаривали к казни на электрическом стуле. Его историю сопровождали заголовки «маньяк-убийца, ставший национальной суперзвездой», «самый харизматичный маньяк Америки», из чего следует, что мы имеем дело с искусным манипулятором, и, конечно, психопатом. Банди манипулирует нашим сознанием до сих пор: от описания хотя бы одного из 100 неподтвержденных преступлений станет, очень мягко говоря, не по себе, но вот вы уже углубляетесь в чтение его биографии. Работы режиссера Берлингера уже очень давно сфокусированы на его интересе к криминальной документалистике и реальных преступлениях в США.