Во всем мире набирает обороты движение Справедливой торговли или Fair Trade. За последнее десятилетие в него влилось порядка десяти стран, среди которых Бразилия, Южная и Восточная Африка, Южная Корея, Индия и другие. По ежегодным отчетам движения видна положительная динамика роста: с 2007 по 2017 год к Fair Trade присоединились 70 организаций по всему миру. Что это такое, почему это несложно и наоборот, а также зачем это бизнесу и потребителям?
Что это такое?
Название движения говорит само за себя. Сторонники Справедливой торговли проповедуют честные и регулируемые условия торговли для всех участников процесса. Что это значит? При производстве не использовался рабский и детский труд, информацию о производителе и продукции можно легко найти и она понятна, цепочка посредников при импорте-экспорте максимально короткая и прозрачная, цена на продукцию — не ниже рыночной. Кроме того, справедливая торговля поддерживает небольшие частные семейные производства.
Краткая история
Еще в 40—50-х годах прошлого века SERRV International[note]Некоммерческая альтернативная торговая организация, действующая в США, Африке, Азии и Латинской Америке. Считается одной из первых в мире инициатив по Справедливой торговле[/note] попыталась организовать справедливую торговлю продукции из развивающихся стран во всем мире. В большинстве своем это были товары ручного труда, которые распространялись в церковных организациях, чтобы помочь фермерам и жителям развивающихся стран после Второй Мировой войны.
В 60-е годы в Европе началось движение за солидарную торговлю: радикальные студенческие организации выступали против деятельности огромных торговых корпораций и требовали обратить внимание на проблемы стран Третьего мира. Впоследствии, в 1969 году, что можно считать датой основания движения Справедливой торговли, открылся первый магазин с товарами этичного происхождения. Магазин открылся в Голландии и был успешен, после чего подобные магазины стали появляться по всему миру.
В 1988 году на рынок Справедливой торговли вышли продукты первой необходимости: чай, хлопок, рис, а кофе к тому моменту уже давно занял свое место в Fair Trade. В 1997 году активисты зарегистрировали товарный знак Fair Trade, а в 2002 создали общий лейбл Fair Trade International, логотип которого сейчас узнают все больше и больше людей по всему миру.
Идейная составляющая
Ценообразование участников Справедливой торговли складывается таким образом, чтобы покупатель был уверен: производитель получит хотя бы минимальную зарплату в этом регионе. Цена товара с логотипом FT не бывает ниже рыночной, а чаще, наоборот, чуть выше, чтобы небольшие производства могли увеличивать свои хозяйства. Таким образом, покупатель, выбирая продукт с логотипом FT, знает, что все отношения купли-продажи справедливы и никто не обделен и не обманут.
На каждый товар, участвующий в FT, идет накрутка 20 центов, которые называются премиальными. Все премиальные идут только на улучшение условий труда. Это может быть улучшение самого производства, постройка школы или больницы на территории хозяйства.
Справедливая торговля старается сделать так, чтобы при перенаправлении товара из одной точки мира в другую не было длинной цепочки посредников. Это делается, чтобы никто из участников не повышал цену товара. Чаще всего товар перевозят напрямую силами самого производителя.
Fair Trade International — организация, которую волнуют условия труда. К этим условиям также относятся поддержание равноправия между всеми участниками торговли, отсутствие дискриминации по половому, расовому или иному признаку.
Справедливая торговля с уважением относится к окружающей среде. Её участники стараются минимизировать потребление электроэнергии на производствах, а также выброс и влияние отходов на экологию.
Как это работает
Каждый, кто хочет быть частью Справедливой торговли и иметь на товарах лого FT, должен подать заявку, которую рассматривают полгода. Если принимается положительное решение, на место производства приезжает специалист от Fair Trade International и проверяет все условия создания товара. Все пункты производства должны быть этичны, чтобы продукт считался таковым.
После этого, если производство получает сертификат об участии в FT, каждый год проходит проверка всех условий труда, изготовления и даже перевозки, с владельцами проводят тренинги по улучшению работы — и действие сертификата продлевается. Чтобы производитель на весь мир заявил, что его товар этичен, и стал участником движения Справедливой торговли, он должен сделать взнос в размере 600 $.
Недостатки Справедливой торговли
Выше мы писали о том, что для участия в Fair Trade International производство должно сделать взнос в размере 600 $. Помимо этого, для проведения тренингов и ежегодных аудитов, чтобы сертификат был продлен на очередной год, предприятие обязано сделать взнос в размере 1400—4000 $. Таким образом, самые маленькие хозяйства и фермеры, которые работают на себя, отсекаются сами собой из-за недостатка средств.
Участие в Fair Trade International не гарантирует производителю спроса на его товар. Проводились исследования, как участие в Справедливой торговле влияет на доходы сельскохозяйственного производства. По результатам, одни фермеры стали зарабатывать меньше, а другие остались на том же уровне дохода.
Для участия и ежегодной сертификации необходимо ведение четкой бухгалтерии на английском или, в крайнем случае, испанском языке. Не каждый производитель знает нужные языки и уж тем более не каждый готов к бюрократии. Иные хозяева нанимают бухгалтеров со знанием нужного языка и тратят на него те премиальные, которые должны идти на улучшение условий труда. Получается замкнутый круг. Найм бухгалтера тоже в своем роде улучшение хозяйства, но если бы не участие в Fair Trade International, он бы и не понадобился.
Всегда существует вероятность, что производство не было на 100% этичным. Так как проверка проходит только единожды в год, нельзя быть до конца уверенным в размере зарплат фермера, наемного рабочего или розничного продавца. Также невозможно уследить, чтобы все премиальные пошли на улучшение производства, а не кому-то в карман. Уже были случаи, когда производитель использовал логотип Fair Trade International и при этом не был ее участником. Для роста числа покупателей некоторые производители готовы пойти на все.
Fair Trade International не отвечает за потрясающее качество продуктов. Например, если у производства есть чертовски хороший кофе и просто хороший кофе, то производитель не будет выставлять на продажу лучшее по качеству зерно, так как рыночная цена будет для него более выгодной. Поэтому, если у него есть выбор, участник Справедливой торговли выставляет на продажу просто хороший товар, чтобы не потерять покупателей и при этом не прогадать с прибылью.
Главная цель Fair Trade International так и не была достигнута. Учитывая все перечисленные недостатки, неравенство в торговле все еще существует. В Справедливой торговле гораздо легче принимать участие более богатым странам и более крупным производителям, нежели хозяйствам из развивающихся стран. Несмотря на это, система FT продолжает совершенствоваться и находить новые пути решения для проблем мирового масштаба.