В последние выходные февраля редакция «Луны» совершила путешествие в окрестности Кронштадта, чтобы сделать то, что возможно только зимой – дойти по льду до Заднего створного маяка.
Местные жители называют его «Пьяным маяком». Не за то, что он служит местом для попоек, а за то, что он слегка накренён вбок. Хотя одно другому, наверное, не мешает. В отличие от других маяков, стоящих на острове Котлин, Задний створный расположен не на берегу, а на небольшом насыпном островке посреди Финского залива, что делает его труднодоступным в период летней навигации. Но зимой сюда можно дойти по льду.
Рядом с маяком расположен фарватер, из-за которого часть КАДа проходит в подводном туннеле, въезд и вход в который охраняется. Ходить по тоннелю пешком охрана не пускает. Придётся договориться с местным такси и взять у водителя номер телефона, чтобы он смог перевезти через фарватер, а на обратном пути приехал и забрал обратно в город.
Это путешествие по льду обманчиво: может показаться, что цель совсем близко, но это не так. Пройти придётся 2,5 км – около получаса. Слева проходим форт «Александр» («Чумной»), отделенный фарватером, а с правой стороны видны развалины форта «Павел I», который можно посетить по пути к маяку. К слову, именно здесь, между фортами «Павел I» и «Александр I» в мае 1854 года была установлена первая в мире минно-артиллерийская позиция из 105 гальванических мин. Это помогло отразить Англо-французскую эскадру, пришедшую в середине июня 1854 года к берегам Кронштадта. Место воинской славы, да.
И здесь стоит быть осторожным — несмотря на крепкий и толстый лёд залива, около прибрежной зоны и на местах стыков с камнями поверхность становится ненадежной.
Маяк полностью автономен и существует сам по себе, без смотрителя. Он был построен в 1898 году, а перестроен в 1914, о чем гласит табличка на входе. Внутри он разделён на несколько этажей, через которые проходит винтовая лестница. Цветовая гамма необычна: стены покрашены в синий, а лестница — в красный. Каждый последующий этаж отличается диаметром помещения, так как маяк сужается к своей верхней точке.
Внутри маяка отличное эхо, любой звук здесь резонирует и усиливается, проходя с этажа на этаж.
Высота маяка — 40 метров. Поднимаясь по крутой лестнице на высоту пятнадцатиэтажного дома, можно порядком утомиться. Но вид, открывающийся с балкона, того стоит.
Это — то, что нужно для тех, кто не боится высоты и любит шикарные виды. По мозаике ломаного льда в сотне метров от маяка проплывают огромные торговые суда размером с многоэтажный дом. Вдалеке виден купол знаменитого Морского собора в Кронштадте. Можно разглядеть остатки форта «Павел I», пострадавшего при взрыве боеприпасов, и форт «Александр I», а с обратной стороны – форт «Кроншлот».
(От редакции: помните, что это путешествие возможно только по крепкому льду. «Луна» призывает вас соблюдать технику безопасности и не рисковать без надобности. Тонуть подо льдом Финского залива очень плохо и печально, по возможности избегайте этого).
Роман Егоров