Зрение «на глазок», медицинская напоминалка и 15 минут на осмотр: как устроена диспансеризация и что в ней хорошего

19:29, 17.07.2019


В конце мая вступили в силу новые правила обязательного медицинского страхования (ОМС). Ближайшие два года будет проходить диспансеризация, по итогам которой для каждого россиянина определят группу здоровья. Если у человека выявят хроническое заболевание, медицинские работники будут регулярно звонить пациенту, чтобы он пришел подлечиться, даже если он ни на что не жалуется. 

Эти правила затрагивают и страховых представителей. Теперь они не смогут закрыть глаза на спорные случаи, с которыми сталкиваются люди в поликлиниках, например, если больному предлагают консультацию за деньги или долго не подходит очередь на плановую госпитализацию. Делают эту программу, чтобы выявить, какие заболевания и в каких регионах встречаются чаще всего. Но почему эти поправки вносят только сейчас? Корреспондентка «Луны» отправилась в больницы Петербурга и узнала, какие врачи там работают и что о них думают люди. 

Что об этом думают люди? 

«Пришла за ответом анализа к терапевту, и мне его не глядя выдали на руки. Врач не удосужилась даже заглянуть в результат анализа. На результаты электрокардиограммы тоже не взглянула, а когда сказала про пульс в 42 удара в минуту, у меня спросили: „Чего вы лично от меня хотите?“ Потом я попросила хотя бы направление к кардиологу. Его выписали со словами: „Попадете вы на него очень не скоро и неизвестно когда из-за огромной очереди“. Спрашивается, а зачем тогда нужна людям такая диспансеризация?», — Людмила, пациентка. 

«Если рассказывать, как я посещал кардиолога в поликлинике №41, то это займет так много времени, что как раз хватит до следующего посещения. Хотел написать госпоже Скворцовой, которая бодро отчитывается о росте продолжительности жизни и снижении смертности. Посетила бы она хоть одну поликлинику — оборудование на ладан дышит, прием не может осуществляться из-за поломок. Неизвестно, когда установят новое, а скорее всего, это просто будет старая, списанная из других больниц аппаратура. Одним словом — крах», — Владимир, пациент. 

«Пошел на диспансеризацию в районную поликлинику. Туда входили обычные исследования: анализ крови, ЭКГ. Когда выписывали заключение, спросили, как я себя чувствую, и отпустили. Дома жена просматривала документы и нашла в интернете, что мне поставили смертельный диагноз. Сразу паника.

Обзвонили всех знакомых врачей-кардиологов, все в один голос заявляли, что с таким диагнозом возможен инфаркт или инсульт в любую секунду. А дело обстояло так: в документе было прописано, что у меня блокада левой ножки пучка Гиса, а это неизлечимо. Но есть еще блокада правой — это считается нормой. В больнице терапевт, который выписывал диагноз на основе исследования, перепутал ножки сердца.

В итоге мы потратили кучу нервов и деньги на платную медицину. В поликлинике нам принесли только „глубочайшие извинения“ за ошибку. Берегитесь бесплатной медицины», — Сергей, пациент.

Почему так происходит?

В попытке развеять или подтвердить распространенные слухи «Луна» поинтересовалась мнением врачей. Государство, по словам стоматолога Алены Зайцевой, выделяет хорошие деньги на лечение и прием пациентов по ОМС: «И в частных, и в бесплатных поликлиниках доктору нужно оправдать каждые 10 рублей, которые он потратил. Допустим, полечил человеку кариес: по городу это стоит в среднем 2—5 тыс. рублей, а в страховой — в районе 800 рублей. В лечение зуба входит много позиций, которые нужно обосновать и описать до малейших подробностей, а также завести много документации. По инструкции ОМС рекомендовано пять этапов лечения, а по медицинским показаниям — десять. Но заплатят только за пять, остальные врач не сможет окупить».

Врач-педиатр Наталья Зеленикина рассказывает: «Я работала в районной поликлинике пару лет. Принцип организации профилактической работы на высшем уровне: диспансерный осмотр, наблюдение специалистов, отсутствие очередей, специальные грудничковые дни. Это все облегчило бы жизнь, но на практике эта теория почти не работает. Работа врача строго регламентирована: ему отвели время на прием, к примеру, 10—15 минут, и он обязан все успеть: оформить массу документов, записать отчет и как-то пациента успеть осмотреть. Это вина не докторов, а рамок, в которые их загоняют. Врач-педиатр — врач первого контакта. Должны увидеть больного и сориентироваться, куда его направить, чтобы предотвратить ухудшение состояния. 

Очень жаль, что у нас не проводят тесты на совместимость с профессией. Часто приходят люди, которым просто не подходит эта сфера, и они не могут из-за этого выполнять работу качественно. Главное, что нужно понимать, — частная клиника не всегда предполагает высококвалифицированных врачей. Там просто можно быстро записаться, прийти на прием, получить результаты без очередей и с комфортом. Но все зависит исключительно от того, с каким доктором пациент столкнется. Что в государственной, что в частной самый главный фактор — человеческий». 

 

via GIPHY

 Все плохо или есть позитивные сдвиги? 

Если еще 5—6 лет назад диспансеризацию в Санкт-Петербурге ежегодно проходили менее 2% взрослого населения, то сейчас это более двух миллионов человек. 

Психиатр из Петербурга, который пожелал остаться анонмным считает, что в последнее время система улучшилась. Поликлиники ремонтируют, в них устанавливают новое оборудование. Проблема, по мнению врача, не в образовании доктора или их маленьких зарплатах, а в том, что люди привыкли считать, что в платных поликлиниках обязательно лучше и качественнее. Но это не так, ведь сегодня многие врачи, будучи работниками государственных больниц, подрабатывают в платных. 

Пока люди жалуются, Комитет по здравоохранению не сидит на месте. За 2018 год на горячую линию позвонили 62 523 человека. Несмотря на то что недовольных граждан в разы больше, похвалить систему не забыли 667 человек. На жалобы глаза не закрывали: применены, например, 127 дисциплинарных мер, 34 замечания и 43 совещания и конференций.

Прошлым летом министр здравоохранения Вероника Скворцова пообещала в ближайшие годы довести систему до хорошего уровня. Министерство планирует до 2021 года построить 360 объектов сельского здравоохранения, чтобы медицинская помощь была в шаговой доступности, то есть не более шести километров от дома. А для комфортной среды в детских и взрослых поликлиниках будут внедрять «бережливые» технологии: «…удобную регистратуру, отсутствие очередей у кабинетов врача, беспроблемное прохождение диспансеризации, разделение потоков здоровых и больных». 

Еще в Петербурге запустили онлайн-платформу для заботы о здоровье по программе ОМС. Несколько месяцев приложение «Мое здоровье» работало в тестовом режиме, а теперь доступно бесплатно в App Store и Google Play. Сервис позволяет записаться на прием, отменить запись и создать несколько профилей, чтобы записать, например, бабушку. Еще пользователи смогут пройти онлайн-тесты (к примеру, «Шкала депрессии Бека») и записать в личный дневник давление, вес или настроение. 

Несмотря на все недостатки системы, важно сказать, что за последний год повысилась выявляемость злокачественнных новообразований на ранних (I—II) стадиях — с 48,2 до 54,4%, а по отдельным локализациям при диспансеризации до 91,1% (рак молочной железы), 84,5% (рак шейки матки), 73,8% (колоректальный рак). Здесь значимую роль играет внедрение дополнительных профилактических программ, включая целевые онкоскрининги.

via GIPHY

 Как пройти диспансеризацию? 

Пройти эту процедуру может любой гражданин раз в три года начиная с 21-летнего возраста. С паспортом и полисом нужно записаться на прием к терапевту и у него получить направление на всю диспансеризацию. Ее обычно проводят в два этапа. Первый — единый для всех, по его итогам вас могут направить или не направить на более углубленное обследование. 

Что делать если вы столкнулись с нарушениями? 

  1. Обратитесь к руководству медучреждения. Это самый простой способ, но в то же время — самый тяжелый. 

 

  1. Звоните в Министерство здравоохранения — 635-55-64. Там действует общественная приемная, в которую и нужно подавать жалобу. На горячей линии отвечают адекватно. Упаковав свою жалобу, отправляйте ее в электронную приемную. Заявляют, что по закону должны ответить в течение 30 дней. Если же процесс затягивается, идите дальше… 

 

  1. …в прокуратуру. В соответствии с Конституцией РФ этот орган осуществляет надзорную функцию и в числе прочих обязанностей проверяет обращения граждан. В случае, если в отношении вас были совершены действия, которые идут вразрез с действующим законодательством, вы имеете полное право инициировать проведение прокурорской проверки. 

 

  1. Полиция. Туда писать заявление имеет смысл только в том случае, если врач умышленно причинил вам вред. Но такие случаи, как правило, крайне редки. Если следователь рассмотрит обращение и окажется, что в ваш адрес поступили угрозы, у вас вымогали деньги или ваши честь и достоинство были каким-то образом оскорблены, то он примет меры в отношении врача, допустившего правонарушение. 

Мария Гончарова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.