В 2007 году команда лофт-проекта «Этажи» начала новый этап в жизни Петербурга, создав на Смольнинском хлебзаводе творческое пространство. Тогда никто толком не понимал, что именно считается «креативным кластером», поэтому это была первая экспериментальная попытка сделать «как на западе». Сейчас таких кластеров в Санкт-Петербурге гораздо больше, и у каждого есть свой гость. Зачем их так много, кто в них ходит и для чего они создаются?
До «Этажей» был арт-центр «Пушкинская-10», но всё началось именно с Лиговского, 74 – трендсеттера [note]Трендсеттер – инноватор, запустивший новшество в массовое использование[/note] , запустившего создание креативных кластеров в Петербурге. После того, как бывший завод доказал успешность и стал местом скопления творческих петербуржцев, в городе стали активно создавать подобные пространства.
Тенденция продолжилась, и теперь урбанисты, дизайнеры, архитекторы, совместно с городскими властями и инвесторами пытаются преобразовать заброшенные здания в центры культурной жизни. Креативные кластеры соединяют в себе творчество, прикладную науку, ремесла, социальные проекты, культуру и бизнес. Открывать их не так просто – чтобы создать успешное пространство, нужно сохранить баланс между творческой наполненностью и коммерческой выгодой. Тогда при удачном развитии сформируется бренд, неразрывно связанный с местом. Так, путем проб и ошибок, скандальных закрытий одних кластеров и открытием других, Петербург стал развивать новый тип пространств.
У такого «кластер-бума» в Санкт-Петербурге несколько причин. Во-первых, культурное разнообразие города и его огромный потенциал для развития креативных индустрий. Пока Москва играет роль делового и политического лидера, в Петербурге упор делается на сферу искусства, культуры и образования. Это создает нужный контекст и делает создание креативных кластеров не просто временным явлением, а естественной реакцией города на запрос населения – такие места органично вписываются в общую атмосферу Петербурга.
Во-вторых, в Петербурге очень много вузов, выпускающих специалистов в области культуры и искусства, а значит, есть необходимая для креативных кластеров аудитория. В эти вузах учатся как местные, так и ребята из регионов, которые развивают современное искусство, занимаются творчеством и создают запрос на появление креативных кластеров в городе. Некоторые из них после выхода из университетских стен становятся малыми предпринимателями и запускают свой бизнес, который нужно где-то разместить – здесь на помощь приходят кластеры.
Не менее важная причина – туристический поток. Если Москва не резиновая, то Санкт-Петербург из более эластичного материала – в 2016 году он стал единственным городом в России, где ежегодное количество туристов превысило число жителей. Трансформация тоскливых серых районов в модные и культурные места помогает привлечь больше туристов, ведь, осмотрев все мейнстримные достопримечательности и отстояв очереди в музеи, они отправляются в креативные пространства.
Долгое время кластеры Петербурга открывали отдельные инициаторы, но администрация города наконец собирается оказывать им помощь. Хоть Смольному и понадобилось много времени, чтобы осознать важность развития креативного бизнеса в городе, им все-таки удалось прийти к некоторым выводам. И, начиная с 2016 года, власти проводят конференции с длинными канцеляристскими названиями, цель которых – создать стратегию развития этой индустрии в городе. Хоть и со свойственной чиновникам медлительностью и бюрократией, но их замыслы начинают реализовываться.
Первым помочь кластерам захотел Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга. Он разработал программу поддержки креативных пространств, которая предусматривала льготное предоставление объектов городской недвижимости по договору аренды или концессионному соглашению. Если заменить эти «галстучные» слова нормальными русскими, то все довольно понятно – неиспользуемые городские объекты сдаются в аренду по минимальной цене. Но арендатор обязан соблюсти условия – заполнить пространство резидентами из сферы культуры и искусства на 70%.
Это не вся оказываемая городом поддержка. Председатель Комитета по инвестициям Ирина Бабюк заявила, что будет принят закон «О фонде креативных пространств Санкт-Петербурга». Их развитие – это «стимул для привлечения инвестиций, и создание новых точек притяжения для туристических потоков».
За последние годы в Петербурге в семь раз увеличилось количество креативных пространств. Сейчас их около 40, большинство из которых сосредоточено в центре. Тут осели «Третий кластер», «Флигель», «Мультиплейс 17/26», те самые «Этажи» и интеллектуальный кластер «Игры разума». Но лидирует в центральном районе всё же «Голицын Лофт» на Фонтанке, разместившийся в одноименном особняке. В пяти зданиях площадью в 7 тысяч квадратных метров расположились больше восьмидесяти резидентов: мастерские, театр, хостел, бары и рестораны, магазины, фотостудии, архитектурные бюро. По будням мини-государство наполняют молодые петербуржцы и туристы, а по выходным они устраивают такие вечеринки, что князь Голицын бы с радостью присоединился, если бы еще был жив.
В Адмиралтейском округе командуют креативным парадом «Бертгольд Центр» и «Новая Голландия». Появившийся недалеко от Сенного рынка на базе бывшей словолитни, «Бертгольд Центр» сейчас представлен в основном магазинами, общепитом и площадками для мероприятий, но кластер наполнят разными инициативами и создадут в нем музей печати, «чтобы была связь времен».
А кейс «Новой Голландии» показал, как сильно город нуждается в парковой зоне отдыха и отлично доказал, что из куска земли, лужайки и бывшей тюрьмы можно создать место, куда ежедневно будут приходить сотни горожан. На острове проводят буквально все: от концертов группы «СБПЧ» и открытых лекций Галины Юзефович до благотворительного фестиваля «Антон тут рядом» и просмотров кино совместно с режиссерами.
В Кировском районе расположен «Дом культуры» – попытка сделать из советского рудимента ДК имени Газа современный творческий кластер. Внешне непримечательное конструктивистское здание сейчас модернизируют – петербургские художники разместили свои работы прямо на старых стенах, из концертного зала сделают мультиформатную площадку, а внутри уже появились креативные мастерские, студии, кофейни и проходят художественные и фотовыставки.
Из новых и пока не законченных проектов есть ещё «Севкабель Порт» у морского порта на Ваське. Урбанист Алексей Онацко превращает эту портовую зону в маленький Бруклин. На территории бывшей кабельной мануфактуры уже прошла Неделя Института «Стрелка», посвященная развитию городского пространства, десятки лекций и воркшопов и «приоткрылся» новый клуб «КПД».
Васильевский остров ещё принял у себя «Артмузу» и эко-лофт «More Place». Вдоль Набережной Обводного канала протянулись «Ткачи» и «Люмьер-холл». Чуть дальше от центра расположились менее известные пространства: показательный пример джентрификации объектов «Бенуа 1890», делающий ставку на образование и развитие детей, «Охта Lab», соединивший в себе творческое пространство с торговым моллом, и центр дизайна «Artplay».
Это далеко не всё, в идеале планируется создать креативные пространства в каждом микрорайоне города, чтобы дать людям альтернативу торговым центрам.
Но потенциал Санкт-Петербурга все еще используют не до конца, хотя город занимает второе место в России по индексу креативного капитала. Администрация планирует к 2030 году увеличить вклад креативных индустрий в формирование ВРП Санкт-Петербурга до 12%, как у соседней Финляндии. Более того, у Смольного зреет идея полностью преобразить Апраксин двор, сделав его пешеходным кварталом. План реновации уже подготовлен, но сейчас находится в обычной для таких крупных проектов стагнации.
В городе все еще десятки памятников архитектуры и промышленных зон, ожидающих своей очереди. Но их нельзя просто снести и построить там жилой комплекс, или дать людям жить внутри, поэтому единственный выход – превратить их в локальные центры культуры и творчества. На этих территориях есть все возможности, чтобы создать долгосрочные проекты, которые органично встроятся в ткань города. Урбанистика в России тоже набирает обороты, в университетах открываются направления городского устройства и планирования, появляются молодые специалисты, готовые менять город, а у самих жителей – запрос на изменения.
Всё движется к тому, что развитие креативных кластеров в городе лишь продолжится. Людям уже неинтересно таскаться часами по торговым центрам, слово «офис» приобрело негативную коннотацию, сетевые кофейни с отвратительным кофе тоже наскучили – поэтому люди будут искать новые пути реконструировать городское пространство, наполнив даже самые безликие районы жизнью и дав им второй шанс.
Полина Агеева