Тиндер будущего, собаки-роботы и морская свинка: чем удивил новый сезон «Чёрного зеркала»

Прямо под новогодние праздники, 29 декабря, Netflix выпустила четвертый сезон «Черного зеркала» – пожалуй, лучшего сериала, в котором удачно соединились драма, фантастика и сатира.

Для тех, кто не в курсе – это о проблеме тотального проникновения технологий в повседневную жизнь.

«Луна» запоем посмотрела шесть новых эпизодов и подробно рассказывает, чем они хороши (и плохи). Осторожно, спойлеры!


«USS Callister»

Первый эпизод сразу бросается в глаза непривычным форматом 4:3 и особой «ламповой» картинкой в стилистике «Звездного пути». Строго говоря, вся серия – это 74-минутный оммаж популярнейшей медиафраншизе.

Начинаясь как наигранная пародия, сюжет постепенно раскрывается и затрагивает широкий спектр тем: травля в сети и на рабочем месте, сексизм, влиятельный начальник-диктатор и даже удержание заложников. А под конец из пародии перерастает в настоящий космический блокбастер.

Главный герой Роберт Дейли – соучредитель высокотехнологичной компании, которая разрабатывает онлайн-игру нового поколения. Его заслуг на работе не признают и считают странным парнем, который «любит попялиться». В то же время на домашнем компьютере Дейли – особая копия онлайн-игры, оформленная в духе «Звездного пути». В ней он играет роль авторитетного капитана космического корабля, а его подчиненные – это цифровые копии его коллег из реальной жизни, воссозданные с помощью украденной ДНК.

Копии осознают, что они в игре, но не могут сообщить об этом своим оригиналам в реальности. Противостоять капитану Дейли они тоже не в состоянии, потому как он – всемогущий демиург, меняющий ход игры по собственному желанию.

Эпизод не типичен для мрачной антологии по нескольким причинам.

Во-первых, его визуальное оформление. Серия играет яркими красками: голубой, красный и желтый – в униформах экипажа «USS Callister», ядовитые – в бутылках бара корабля. Холодные минималистичные цвета, которые так привычны для зрителя предыдущих эпизодов, здесь присутствуют только в реальности, а ее в экранном времени не так уж и много.

Во-вторых, это спецэффекты. Интерьер корабля, масштабные ландшафты вымышленных планет, инопланетная тварь, похожая на плод греха паука с медведкой – все это выбивается из привычной канвы. И в-третьих, это юмор. Не только сатира, которая проходит красной нитью через весь сериал, а именно юмор – в визуальных гэгах и изобилии ситуативных и текстовых шуток. А в-четвертых, концовка. Но тут смотрите сами.


«Архангел»

Название эпизода – это одновременно и название новой технологии, которая позволяет контролировать жизнь своего ребенка. В голову через висок (он в этом плане используется в «Черном зеркале» чуть ли не в каждом эпизоде) вставляется чип, с помощью которого на специальном планшете можно отслеживать местоположение и биометрические показатели своего чада.

А самое главное, «Архангел» позволяет фильтровать «нежелательные» элементы действительности, способные вызвать у ребенка стресс – например, злую соседскую собаку или порнографию. Но, несмотря на то, что технология здесь поставлена в красный угол, это наименее технологичный выпуск из всех не только в новом сезоне, но и во всем сериале.

Родив дочурку Сару с помощью кесарева сечения, Мэри маниакально озадачена заботой о ней. В особенности, после того, как та в трехлетнем возрасте пропадает с игровой площадки, погнавшись за котиком. Котик довольно милый, и мы Сару понимаем, поэтому считаем, что это не повод чипировать ее белокурую голову.

Однако Мэри поступает именно так, и первое время все живут в относительном спокойствии. Разумеется, это несет за собой последствия – в школе девочку дразнят, да и сама она понимает, что с ней не все в порядке: стоит ей нарисовать что-то связанное с насилием, рисунок тут же превращается в лужу размытых пикселей.

Но мама пичкает её по утрам молочными коктейлями с пребиотиками, через планшет наблюдает глазами дочери за ее окружением и упивается своим спокойствием. Пока в жизнь дочери не приходят первый секс и первые наркотики, а за ними – желание попробовать все запретные плоды одновременно.

Развязка эпизода настолько логична, насколько и ожидаема – в этом плане «Архангел» ничем не удивляет. Вынь из него эту заковыристую технологию, он останется тем же, чем и был – довольно блеклым инди-фильмом про бунтующего подростка с заезженной моралью.

Но эта назидательность (за которую часто ругают сериал) здесь имеет место – вдруг после просмотра вы и правда поймете, что взросление вашего ребенка не должно проходить в золотой клетке, а разбитый нос и самокрутка с чем-то едким бывают так же полезны, как и молочные коктейли по утрам.


«Крокодил»

Это настолько тяжелый и депрессивный эпизод, что говорить о нем подробно почему-то совершенно не хочется. Обозначить можно только несколько моментов.

Первое: это удивительно кинематографичный эпизод. Заснеженные пейзажи Исландии смотрятся невероятно выразительно и вызывают параллели с норвежскими детективами Несбё и «Девушкой с татуировкой дракона» Ларссона.

Второе: главные герои эпизода – женщины. Тонкокостная блондинка Миа Нолан выступает в роли успешной карьеристки, заботливой жены и матери. Со всеми атрибутами счастливой семейной жизни – от навороченной домашней кофемашины до минималистичного скандинавского интерьера (Исландия же!) и обязательной бутылки белого вина в холодильнике. В противовес Нолан – сотрудница страховой компании мусульманка Шазия.

Третье: на телевидении, пожалуй, давно не появлялось женского персонажа, который был доведен до настолько запредельной степени отчаяния.

Четвертое: среди образцов высоких технологий в этом эпизоде замечен не только «Воспоминарий» (устройство, позволяющее собирать у свидетелей преступлений целые фрагменты памяти), но и автопилотируемый фургон для доставки пиццы.

Пятое: не заводите в качестве домашнего животного морскую свинку.

История о том, что однажды совершенное убийство может повлечь за собой череду новых преступлений – в отчаянном стремлении скрыть предыдущие.


«Повесь диджея»

Самый романтичный эпизод сезона. На ум приходят ассоциации с прошлогодней серией «Сан Джуниперо» и, как ни странно, с «Ла Ла Лендом».

Фрэнк и Эми встречаются на свидании вслепую. Эта встреча назначена с помощью округлого устройства, которое подбирает партнера, блюдо в ресторане, а также определяет, сколько времени пара пробудет вместе. Неважно, пара дней или целый год – партнеры должны беспрекословно подчиняться системе и ни в коем случае не расставаться до окончания отведенного срока. Ведь тогда, анализируя множество романтических связей, система рано или поздно подберет родственную душу, которая подходит испытуемому на 99,8%. Тиндеру и не снилось.

Фрэнку и Эми отведено двенадцать часов. За это время они успевают сдружиться и поспать в обнимку. После чего расстаются и расходятся в разные стороны – к новым партнерам, которых им подберет система. Однако они тоскуют друг по другу и после случайной встречи на вечеринке решают бунтовать против системы.

История любви, а тем более счастливый финал – нетипичнее этого для «Черного зеркала» может быть разве что закадровый смех. А по-доброму посмеяться тут и правда есть над чем. Актеры играют убедительно, заставляя умиляться и сопереживать им вплоть до выкриков «Ну когда же вы уже будете счастливы, черт возьми!».

И они будут.


«Металлист»

После просмотра «Металлиста» вы взглянете на роботов BigDog из Boston Dynamics совершенно по-другому. И будете этому не рады.

Молчаливый черно-белый триллер о мире после загадочного апокалипсиса. Люди остались в меньшинстве, свиньи и вовсе поголовно куда-то исчезли, а доминируют теперь странные металлические собаки, чья единственная функция – убивать.

Собственно, здесь только два героя. Второстепенные человеческие декорации ликвидируют в первые минуты эпизода (штамп «Черный парень умирает первым» присутствует), и остается только загнанная Бэлла и неутомимый хромированный пес. Который, разумеется, не успокоится, пока не прострелит первой голову.

Последний «Безумный Макс», первый «Терминатор», серия игр «Fallout» — ассоциации к данному эпизоду можно подыскивать долго, и, поверьте, это довольно увлекательно. Эпизод получился вполне лаконичным не только по продолжительности (всего сорок минут), но и по самому повествованию.

Здесь нет никакой предыстории, и большинство персонажей и условий, в которых они оказались, приходится домысливать самому. И это, скорее, плюс. Концовка (готовьте носовые платки) проливает немного света на происходящее, но этого, черт подери, недостаточно!

Хочется, чтобы режиссер развил эту историю до полноценного фильма или даже отдельного сериала, однако тогда она явно потеряет свою наэлектризованную, лишенную цветовой палитры напряженность.


«Черный музей»

Венец сезона, рассказывающий одновременно три истории, так или иначе связанных с технологией переноса сознания. Примечателен большим количеством отсылок к предыдущим эпизодам «Черного зеркала», и это позволяет судить о том, что все события сериала происходят в одной вселенной. Тут и комикс по мотивам «15 миллионов заслуг», и маска из серии «Белый медведь», а также целый набор артефактов из серий, про которые мы говорили выше.

Врач с помощью особой технологии способен чувствовать боль пациентов, что поначалу помогает ему успешнее проводить диагностику. А затем – испытывать два оргазма одновременно и ловить кайф от высверливания дыры во лбу бездомного оборванца.

Горячо любящий муж перемещает сознание коматозной жены к себе в голову, чтобы она могла видеть его глазами и обниматься с сыном. Однако если в автомобиле два водителя, гармонии в салоне не жди, — прямым текстом говорит нам харизматичный смотритель музея, где, собственно, и собраны все эти ужасающие экспонаты.

Сознание преступника после казни перемещают в голограмму, которую можно снова и снова прожаривать на электрическом стуле ради удовольствия посетителей музея.

Эпизод довольно крепко сбит. Тем не менее, доминирующая история, которая связывает все остальные воедино, кажется сильно натянутой и сделанной по принципу «чтобы было». Именно после нее вспоминается главная претензия к сериалу – назидательное квохтанье в духе «Ох, до чего же далеко зашли эти ваши современные технологии!».


Сценарист сериала Чарли Брукер любит свое детище. И старается привнести в каждый эпизод нечто абсолютно новое – если не ужасающую новинку технического прогресса, так эксперимент в жанровом кино. И все же он начинает повторяться, и это трудно не замечать. Но авторского авторитета перед зрителями у него хоть отбавляй, поэтому мы с удовольствием подождем нового сезона. Однако если повторяющиеся лейтмотивы снова будут задействованы без каких-либо изменений, зритель заскучает. И будет прав.

Виталий Балашов