Где твой авангард, детка?

Ленинградский конструктивизм для чайников

Разум, функция и масштаб. Воплощением этих понятий служит архитектура эпохи авангарда. Советское государство требовало новых подходов к городскому планированию, и в конце 20-х – начале 30-х годов в Ленинграде стали появляться здания-коммуны, жилмассивы, фабрики-кухни и дома культуры.

Часть конструктивистских зданий до сих пор используется по назначению, другие были реконструированы для современных нужд, третьи находятся в полузаброшенном состоянии и постепенно разрушаются. Мы собрали самые запоминающиеся дома и постройки эпохи ленинградского авангарда, которые сохранились в Санкт-Петербурге.

Здание НКВД

Адрес: Литейный проспект, д. 4

Статус: используется по назначению

«Большой дом» следит за всеми с 1932 года. На самом деле имён у него было гораздо больше. «Мусорная управа», «Девятый вал», «Чёрная сотня», «Собор Пляса-на-Крови» — вот лишь некоторые прозвища здания, приводившего в ужас несколько поколений ленинградцев. Он занял место сожжённого Окружного суда и взорванного Сергиевского всей артиллерии собора, которые канули в Лету вместе со старым режимом.

В 30-х годах возвели два административных здания, объединённых общей коридорной системой. Корпуса связали с ещё одним местом – Домом предварительного заключения. Когда в переходе между ними встречались заключённые, их поворачивали лицом к стене, и единственным способом поприветствовать друг друга оставался вздох. Потому коридор тоже получил своё имя, «Мостик вздохов».

Существовала целая система мифов, связанных с подземельями «Большого дома». Поговаривали о подземном переходе между зданием НКВД и легендарной тюрьмой «Кресты», переполненной в эпоху Большого террора. Согласно другой легенде, в подвале было место, специально выделенное для расстрелов. А некий водолаз, имя которого история утаивает, обнаружил на дне Невы множество мертвецов, примостившихся близ «Малой Лубянки».


Дом-коммуна Общества политкаторжан

Адрес: Троицкая пл., 1

Состояние: жилой дом

Заботясь о ветеранах революционного движения, советская власть создала общество бывших политических заключённых. Его филиалы открывались по всей стране, и в 1929-1933 годах в Ленинграде построили дом для семей реабилитированных каторжан. Здание состоит из трёх корпусов, главный из которых обращён фасадом к Петропавловской крепости. Проект был рассчитан на более чем 140 квартир с двумя или пятью комнатами, ванными и проведённой системой горячего водоснабжения.

Несмотря на поблажки в виде собственных санузлов, кухни строителям коммунизма не полагались. Взамен имелась развитая внутренняя инфраструктура. Для жильцов работали столовая, механизированная прачечная, детский сад и кинотеатр на 500 мест. Вишенкой на торте стал Музей каторги и ссылки. Там располагались экспозиции, посвящённые казематам Петропавловской крепости, Шлиссельбурга и других тюрем.

Избавленные от всех бытовых забот, бывшие узники царизма могли предаваться радости и беспечности. Например, вести собственную стенгазету «Три централа», в которой здание именовалось «свайным колумбарием», что означало хранилище урн с прахом. Безбедное существование продлилось недолго. В 1935 году общество политкаторжан было уничтожено, и многие жильцы дома-коммуны вновь стали жертвами репрессий.


Фабрика-кухня Василеостровского района

Адрес: Большой проспект В.О., 68

Состояние: реконструирована под ТРК «Балтийский»

Курс на индустриализацию требовал появления заведений нового образца. Касалось это и предприятий «школ общественного питания». В Ленинграде действовало четыре механизированных фабрики-кухни, которые были способны накормить десятки тысяч человек. Одна из них была построена в 1930-1931-х годах и располагалась на Васильевском острове – месте сосредоточения промышленных объектов.

Архитекторы разделили фабрику-кухню на несколько зон. Внутри здания находились производственные помещения, столовая и магазин полуфабрикатов, поставлявший готовые обеды в городские кафе. Изготавливали до 35 тыс обедов в сутки, а кафе вмещало до 1500 человек. Ежедневно составляли меню, которое не подразумевало возможности выбора. Это означало, что тысячи рабочих ели одинаковые блюда и проникались духом равенства и коммунизма.

Фабрика-кухня работала вплоть до 1982 года, после чего долгое время находилась в запустении. Полную перестройку провели в 2000 году. Внутренний двор переоборудовали в атриум с эскалаторами, балконами и галереями. Сейчас там открыт торговый центр «Балтийский» и кинотеатр «Нео»


Школа имени 10-летия Октября

Адрес: пр. Стачек, 5

Состояние: используется по назначению

Любовь к серпу и молоту прививалась к советским гражданам с малых лет. Потому первое учебное заведение, которое возвели в социалистическом Ленинграде, по форме напоминает именно их. Передовая школа стала полигоном для испытания новой системы образования. Лабораторно-бригадный метод обучения требовал разделения классов на малые группы, каждая из которых самостоятельно выполняла задание. Чтобы воплотить его в жизнь, внутреннюю планировку организовали по принципу функционального зонирования[note]разделение пространства на части в соответствии с назначением каждой зоны[/note].

Проект школы был рассчитан на тысячу учащихся. Она включала три корпуса, перед которыми располагался сквер. Старшие и младшие школьники учились в разных частях здания. Отдельную постройку отвели под общие помещения: актовый зал, столовую, библиотеку. Ещё один малый блок оборудовали под спортзал. Помимо этого, в школе были мастерские, лаборатории и собственная обсерватория, устроенная в цилиндрической башне.

Важное место уделяли внешкольной работе: спорту и художественной самодеятельности. Организовали движение за ликвидацию неграмотности. Культармейцами становились старшеклассники, которые занимались с рабочими, учили их читать и писать. А ученический совет на первых порах поддерживал тесные связи с военными моряками  и проводил для них концерты. В 1998 году заведение переименовали в лицей №384, после чего перестроили и сделали ремонт.


Дом культуры имени И.И. Газа

Адрес: пр. Стачек, 72

Статус: переоборудован под творческий кластер

Пролетариям полагалось не только трудиться на благо государства, но и духовно просвещаться. С этой целью напротив Кировского завода, одного из промышленных гигантов Ленинграда, построили  дворец культуры имени И.И. Газа. Внутри разместились залы на 1500 и 500 мест, библиотека, помещения для кружков. Для второй половины 1930-х годов заведение подобного толка было прорывом и пользовалось популярностью у населения.

История типичного центра заводского искусства включает один нестандартный эпизод, в котором был замешан ленинградский авангард, женские колготки и многокилометровые очереди. 22 декабря 1974 года в ДК Газа открылась выставка неофициального искусства, которая продлилась три дня. Событие такого масштаба проходило в Ленинграде впервые: выставлялись целых 52 художника.

Ощущение разорванных оков и бесплатный вход сделали своё дело, и перед дворцом культуры выстроилась очередь. Незадолго до того ленинградские модницы дорвались до капроновых колготок и пришли в них, несмотря на тридцатиградусный мороз. Ждать пришлось долго, а в выставочный зал запускали лишь на 20 минут, после чего раздавалось объявление: «Художники – к стенке! Зрители – за решётку!» Так организаторы сообщали, что живописцам стоит посторониться и пропустить посетителей к выходу.

Выставочная деятельность художников-нонконформистов оказала влияние на последующую судьбу здания. Сейчас на базе бывшего ДК имени И.И. Газа функционирует креативный кластер «Дом Культуры», который даёт площадки для художников, музыкантов и ремесленников. Внутренние помещения постепенно ремонтируют, а фасад и элементы декора ожидают обновления.


Конструктивизм ставил целью изменение облика Петербурга. Достичь её не получилось. Советская власть сказала авангарду: «Я тебя породила, я тебя и убью», — и сделала ставку на новые архитектурные направления. А конструктивистские здания остались в памяти ленинградцев как неоднозначная попытка построить общество нового типа, с людьми, которые едят одну пищу и живут одной идеей.

Алёна Крылова