«Луна» решила собрать в одном материале русскоязычные альбомы 2018 года, которые могли оказаться в ваших наушниках, но по какой-то причине, скорее всего, обошли ваши плейлисты стороной. Внештатный рэп-обозреватель «Луны» вооружился Яндекс.Музыкой, составил субъективный рейтинг и теперь готов смотреть, как в комментариях смешивают с грязью его музыкальный вкус.
Краснознаменная дивизия имени моей бабушки — Увы
Слушать в Яндекс.Музыке.
Слушать в Itunes.
В прошлом году «Луна» говорила про альбом группы Каста «Четырехглавый орёт» и с тревогой отмечала, что раз уж вечно равнодушный к политической обстановке ростовский квартет начал обращать на это внимание и выпустил злободневную песню «Скрепы», то что-то действительно пошло не так. В этом году таким маркером выступил московский оркестр. До этого он исполнял во всех смыслах эскапистский и радостный барокко-поп, где тостеры танцевали на ночной кухне, а Лариса собирала свою волшебную армию детей, мечтая по вечерам за дюралевым чайником. И под звонкий вокал Яны Смирновой вдруг вокруг оказывалось солнечное лето и детство, даже если за окном стоял ноябрь. На альбоме «Увы» и Яна, и армия Ларисы повзрослели, а мир, в котором им стало суждено влачить эту свою взрослость, оказался совсем не радужным. Это видно даже из названий песен: «Фак Ю», «Вышка», «Дивный новый мир», «Вишневый сад». От «Сверхчеловека», который «делает больно», бегут мурашки. Героиня песни «Кокон» просит отнести ее в лес, чтобы она спала в теплой листве между корней, — в противовес героине песни «Нора» 2012 года, которая стремилась наверх и нуждалась в свете. Финальная песня альбома, «Последнее лето детства», — как и полагается, пропитана духом элегии и прощания «юного невеселого человека» с этим самым летом.
Грязь — Сундук мертвеца
Слушать в Яндекс.Музыке.
Слушать в Itunes.
Первый полноформатный альбом группы «Грязь» вышел спустя год с момента смерти одного из участников — музыканта и исполнителя Ромы Англичанина, известного по группе ЛСП. Практически предсказав собственную смерть в куплете их прошлогодней «Монетки», Рома словно восстает из мертвых, и его голос с ранних демо-записей звучит в двух песнях «Сундука мертвеца». Вообще говоря, тема смерти в этой работе пропитывает все: от детства, когда ты стоишь на грязной картонке, примеряя джинсы на рынке, до школьного выпускного, когда все по традиции идет не так, как было задумано. «Смерть так внезапна», — распевает вокалист Денис Астапов в песне «Курносик», а через некоторое время лаконично утверждает, забивая каждым слогом гвоздь в крышку гроба: «О-поз-дал!». И это слово описывает здесь все, несмотря на то, что наши мертвецы ходят за нами по пятам и никуда после смерти не уходят. Особняком здесь стоит песня «Расскажи мне о любви» — именно тот случай, когда о ней говорят так, как никогда не говорили до этого.
Монеточка — Раскраски для взрослых
Слушать в Яндекс.Музыке.
Слушать в Itunes.
В этом году Монеточка везде, и наш материал исключением не стал. Ее можно любить и восхищаться голосом, можно ненавидеть и упрекать в примитивности, но отрицать тот факт, что именно двадцатилетняя Лиза Гырдымова стала прорывом года в русской поп-музыке, ни в коем случае нельзя. Скромная и полная иронии, она умудряется органично смотреться и на сцене VK Fest, и в «Вечернем Урганте», и в музыкальной паузе «Что? Где? Когда?», и даже за барабаном капитал-шоу «Поле чудес». Пожалуй, дело в искренности и любви к собственному делу — поэтому стилистика клипа на песню «90» выверена до кадра в духе Балабанова, школьницы со всей России теперь «все такие пост-пост, все такие мета-мета», «Ночной ларёк» — не просто пародийная песня из фильма «День выборов», ноги сами притоптывают под «Нет монет», а про «Каждый раз» вы и сами все прекрасно знаете.
Заточка — Грязное дельце
Слушать в Яндекс.Музыке.
Слушать в Itunes.
Самая, пожалуй, оригинальная жанровая эклектика в русскоязычной музыке этого года — группа «Заточка», дуэт гитариста Anacondaz Ильи и лысого мужчины Юрия, взглянув на которого, не захочется встретить его в темной подворотне. Они смешали традиционный речитатив и кантри-мотивы, а тексты получились не только под завязку напичканными остротами, но и выстроенными по всем законам сторителлинга. Слушая песни вроде «На стрелу» и «Новый шериф», не успеваешь смеяться и следить за текстом, а в голове уже воспроизводится твой собственный красочный клип, который для этих песен так и просится. Со всей этой группой не совсем законопослушных граждан с их «болгарками, стамесками», с салунами, где на столе пляшут «толпы некрасивых баб», и трехметровым новым шерифом, у которого «кулак размером с Оклахому». Десяток песен, шесть тысяч подписчиков и единственный сольный концерт в «16 тоннах» — у «Заточки» еще все впереди, и кажется, что в 2019 году они заявят о себе еще громче, веселее и образнее.
Аигел — Музыка
Слушать в Яндекс.Музыке.
Слушать в Itunes.
«Музыка» вышла в апреле, когда муж вокалистки Айгель Гайсиной уже вышел из тюрьмы по УДО — первый альбом группы, «1190», был посвящен личным переживаниям Айгель, связанным с ожиданием его освобождения. Второй альбом стал на удивление глубже и холоднее, электронная музыка Ильи Барамии стала еще гармоничнее сочетаться с текстами Айгель. А она стала творить с собственным голосом какие-то невероятные вещи, лавируя между русским и татарским языками, между собственными неологизмами и высокой поэзией, то возносясь куда-то к мелодекламации, то срываясь в какие-то оголтело-танцевальные ритмы. Слушателя словно запирают в деревенской избе с душевнобольной ведьмой-шаманкой, и он не представляет, что та сделает в следующий момент — то ли бросится на него с ножом, то ли кинется горько плакать к нему на колени.
Face — Пути неисповедимы
Слушать в Яндекс.Музыке.
Слушать в Itunes.
Это и не про музыку вовсе, а больше про акционизм. О политике в русском рэпе говорят мало и преимущественно иносказательно, поэтому такое громкое и прямое заявление выстрелило и с задачей справилось — привлекло внимание. Другое дело, что фанатской базе Ивана Дрёмина больше нравились песни-кричалки про бургер, магазин Gucci и дочку Трампа, поэтому шаг оказался неосмотрительным. Сбритые волосы и затвор автомата в видео-анонсе, интервью BBC, цитирование Мандельштама и увлечение стоицизмом — казалось, Face всеми силами пытался показать, что вот оно, настоящее и искреннее перерождение артиста, который устал от китча и узнал, что есть жизнь за пределами лимузина и люксовых номеров отелей. И жизнь эта, оказывается, совсем не сахар. Но плакатные лозунги и рифмы «магазин — магазин» оказались не в кассу, поэтому вскоре Иван вернулся к истокам, выпустив хулиганский трек «Земфира», пойдя на поводу у слушателя. Хорошо это или плохо, верить ему теперь или нет — вопрос открытый.
Noize MC — No Comments
Слушать в Яндекс.Музыке.
Слушать в Itunes.
В 2018 году у Ивана Алексеева вышла большая концептуальная «хипхопера» «Орфей и Эвридика» с переосмыслением древнегреческого мифа, тридцатью треками и десятком приглашенных артистов разной степени свежести и известности. Как известно, всё концептуальное, что выходит в русском рэпе, тут же сравнивают с «Горгородом», и Noize MC этой участи не избежал. На фоне этого масштабного альбома EP No Comments поначалу выглядит набором демо-записей — всего-то четыре трека, два из которых практически одинаковы. Однако при прослушивании становится ясно, что труда в эту запись вложено не меньше, а искренности там на порядок больше. Если вспомнить старую присказку о том, что блюз — это когда хорошему человеку плохо, то Noize MC сделал блюз. Не формально, разумеется, а содержательно. С фирменным слогом, прибавившем в поэтичности, тягучей гитарой и стрекотом на фоне, оммажем к Бродскому и надрывом в горле. За это его и любим.
Horus — Прометей роняет факел
Скачать в Яндекс.Музыке.
Скачать Itunes.
Второй альбом участника объединения «Белая Чувашия» после смены альтер-эго. Озлобленный и остросоциальный Денис Луперкаль, кажется, совсем отошел от дел и уступил место Horus. Исполнитель вновь, как и на «Доме тысячи сквозняков», тяжеловесно и витиевато рефлексирует, заглядывая внутрь самого себя, но на этот раз выносит на первый план не что-то личное и сокровенное, а размышления о современном мире, который, кажется, стремительно несется куда-то в ревущее пекло. Кто-то углядит здесь тонкую, но легко считываемую политическую сатиру, кто-то воспримет альбом как набор зарисовок на фоне «крайне уродливой огненной брокколи», а кто-то будет выкрикивать «Умерла эпоха, и *****!» и прыгать, «голову очертя», как, собственно, и призывает Horus. «Всё идёт по плану, рассуждал Егор, всё идёт по кругу, утверждает Миша», — за окном ядерная зима, вожди рушатся с пьедесталов, а лет через 70 всё будет хорошо. Или нет.
IC3PEAK — Сказка
Слушать в Яндекс.Музыке.
Слушать в Itunes.
Дуэт Насти Креслиной и Николая Костылева последний месяц не сходил с ленты новостей «Медиазоны», а практически каждый концерт их осенне-зимнего тура сопровождался визитами людей в форме и срывами. Было ясно, что там (палец вверх) решили переключиться с Хаски на кого-то другого, и IC3PEAK оказались как нельзя кстати. Клип на «Смерти больше нет», где участники едят человечину перед мавзолеем и сидят на шее сотрудников ФСБ перед знаменитым зданием на Лубянке, вероятно, кому-то очень не понравился. Понятно, что поколение людей, рожденных в «страшной русской сказке» и с кровью «чище самых чистых наркотиков» устало от бесконечной ненависти, льющейся отовсюду, поэтому «кулак превращается в ладонь», а умирать в России следует исключительно от эйфории. Даже если тебя вместе с другими скрутили на площади.
Виталий Балашов