В конце сентября в Петербурге подвели итоги конкурса концепций преобразования «серого пояса» — полузаброшенной промышленной территории, отделяющей центр города от его южной части. Среди стратегий преобразования, например, встречаются проекты, предусматривающие создание зоопарка возле Обводного канала, перенос Балтийского вокзала, создание двухуровневого парка и появление «Сити» на месте Кировского завода.
Конкурс «Серый пояс. Преобразование» проводился в здании Главного штаба в рамках Международного форума пространственного развития «Экстремальный урбанизм». А на прошлой неделе на площадке Новой сцены Александринского театра открылась выставка, где любой желающий может увидеть презентации лучших концепций, участвовавших в конкурсе.
Все предложенные стратегии развития серого пояса сходятся в одном: у депрессивного района есть все шансы стать модернистской частью города и новым центром притяжения петербуржцев. «Луна» всмотрелась в одобренные правительством архитектурные концепции и попыталась разобраться в их дальнейшей судьбе.
Что это за «серый пояс» такой
Под термином «серый пояс», который иногда называют «ржавым», подразумевается комплекс старых промышленных территорий с изношенными предприятиями, окольцовывавшими исторический район города. В Петербурге насчитывается около 200 заводов и фабрик, на которых производство давно остановилось, а они продолжают занимать примерно 14% от общей площади города.
Наличие таких зон характерно для структуры любого большого европейского города: за старым городом следует индустриальная полоса, оставшаяся в наследство от позапрошлого века, а за ним — город 20 века. Причем последний уступает первому во всех отношениях: и с эстетической точки зрения, и в отношении удобства и разнообразия.
В Петербурге ситуация сложилась таким образом, что все инновационное заранее оказывается в проигрышной позиции по отношению к наследию и истории. Однако несоответствие внешнего облика заводов их внутреннему содержанию, а также желаемому облику исторических районов города заставляет экспертов говорить, что «серый пояс» тормозит развитие Петербурга. Поэтому организация международного конкурса проектировщиков может стать большим рывком в решении проблем городского ландшафта.
Как был устроен конкурс
Его организатором выступил Комитет по градостроительству и архитектуре. Он же отобрал 20 участников, среди которых были и иностранные компании. Каждый из конкурсантов предложил общую концепцию преобразования всего «серого пояса», расположенного между Невой, Обводным каналом, портом и жилыми кварталами на юге города. 4000 гектар – такова общая площадь территории, для которой архитекторы должны были предложить стратегию преобразования.
Кроме того, участникам предложили разработать детальный план реконструкции одного из трех небольших участков – пилотных зон «серого пояса» – Екатерингофа, Волковской и Французского ковша. Каждая концепция преобразования должна была соответствовать правилу 30/30/40, то есть 30% — для зеленых рекреационных зон, 30% — под коммерческие и невредные промышленные производства и 40% — жилая застройка. Кроме того, нужно было продумать, как связать все участки системой дорог и общественного транспорта.
Участниками конкурса стали девять команд. Каждой из них в результате жеребьевки для проработки досталась одна из пилотных территорий. Победителями стали три команды: объединение мастерских Евгения Герасимова и Сергея Чобана, московское бюро «Рождественка», а также голландское бюро MLA+.
Что предлагают финалисты
Московское бюро «Рождественка» работало над Волковской территорией. Команда предложила грандиозный проект по переустройству пилотной зоны, процитировав стихотворение Бродского «От окраины к центру». Среди концептуальных идей — поэтапное расширения Обводного канала, а также развитие легкорельсового трамвая на существующей там железнодорожной ветке.
Проект «Рождественки» предполагает также перенос Балтийского вокзала, а еще — создание нового транспортного узла «Балтийский», который стал бы местом пересадки с железной дороги, автобусов и экспресса из Пулкова. Новый хаб предлагается возвести и на территории Московского вокзала. Кроме того, в планы архитекторов входит продление Лиговского проспекта и возведение нового «Сити» на месте Кировского завода.
Для территории Французского ковша мастерские Евгения Герасимова и Сергея Чобана предложили развитие зеленой зоны с одновременным выводом за пределы территории больниц, а также перенос зоопарка из тесного Александровского парка. Особое место в этом проекте играет планировка: проходы между зданиями сделаны довольно часто, а сами строения расположены плотно друг к другу, что является жизнеспособной альтернативой сплошным улицам центра, которая способна оживить пространство.
Повышенное внимание архитекторы уделили «музейному ожерелью» по набережной Обводного канала. А на самом Французском ковше архитекторский дуэт предлагает обустроить акваторию для маломерных судов и двухуровневый парк на территории памятников промышленной архитектуры. На базе Кировского завода, согласно концепции, должен появиться инновационный кластер.
Голландское бюро MLA+ работало над пилотной зоной «Екатерингоф» вокруг одноименного парка. Бюро, специализирующееся на планировании территорий, увидело задачу стратегически и представило воплощение проекта на разных стадиях реализации. Архитекторы из MLA+ предложили браться не за комплексную застройку, а сосредоточиться на создании локальных центров, вокруг которых и происходил бы преобразования.
Кроме того, они выступили за сохранение имеющихся сооружений с последующей продажей заинтересованным вкладчикам, избегая период налаживания инвестиционного климата. Голландцы сформулировали и определенную идеологию пилотной зоны, которая должна стать местом, где современная архитектура естественным образом становится удобным пространством для жизни и работы. Отведенный MLA+ участок «серой зоны» предложили сделать площадкой для тестирования нестандартных типов жилой и коммерческой недвижимости, продвигая тем самым, идею стремления к модернизации и расставания с консерватизмом.
«Серый пояс» после конкурса
Очевидно, что за отведенные несколько месяцев предложить полноценный проект планировки в таких масштабах не под силу даже опытным архитектурным компаниям. Поэтому в результате проекты не до конца отвечали серьезности задачи, в них не было представлено информации о конкретных сроках и примерной стоимости. Получился скорее конкурс идей и концепций. В некоторых случаях – просто визуализация мечты.
В восприятии каждого конкурсанта «серый пояс» окрасился в свои собственные 50 оттенков. Каждый участник подошел к решению проблемы глобально: на промышленной территории должен вырасти город 21 века со всей инфраструктурой, транспортным сообщением, велодорожками, скверами, парками и бульварами. Но хочется и заводы с железной дорогой сохранить, и объекты культурного наследия из общего плана выделить.
Однако отсутствие единой концепции – не главная загвоздка на пути модернизации «серой зоны». Сам город, похоже, столкнулся с серьезными проблемами, взявшись за реализацию этого проекта. С одной мешают собственники, каждый из которых по-своему видит дальнейшее будущее территории. С другой — девелоперы, которым проще все снести и понастроить одинаковых и некачественных коробок.
Не отлажен сам механизм реализации современных архитектурных решений, для которого необходимы переориентация многих городских институций и перестройка градостроительного мышления. Нужно перестать думать глобальными проектами, сосредотачиваясь на чем-то конкретном, заключенном в определенные рамки и условия. Только в такой обстановке может появиться конкретный план действий.