Небольшое количество открывающихся в мае выставок превосходно компенсируется обилием выставок, продолжающихся с апреля. В Бертгольд-центре собираются говорить о метамодерне, а в KGallery покажут работы художницы, пережившей эвакуацию в Алма-Ату. Стоит дойти до центра им. Сергея Курёхина, чтобы прочувствовать сегодняшнее понимание «Поп-механики«. За принципиально древними вещами — добро пожаловать в Эрмитаж, куда привезли предметы искусства прямо из-под пепла Везувия. Чем бы вы не интересовались, в мае точно будет, на что посмотреть.

Фрагменты Метамодерна

«Фрагменты Метамодернизма», как можно догадаться, представят художников, так или или иначе включённых в метамодернизм. Они «преодолевают постмодернизм и формируют новую культурную парадигму» через неоромантические тенденции, аффект, новый режим историчности и глубину. Метамодерн в принципе предполагает очень много сложных синтаксических конструкций, так что, как и во многих других случаях, воспринимать асинхронность и со-существование разных временных модальностей придётся сердцем.

Открытие — 14 мая в 19:00, выставка продлится до 22 мая, Бертгольд-центр (Гражданская ул., 13-15). Вход свободный.

Выставка Татьяны Глебовой

Во время войны ленинградская художница Татьяна Глебова эвакуировалась в Алма-Ату, где работала на киностудии «Казахфильм». На выставке в KGallery покажут иллюстрации к фильму «Джамбул», быт казахов и других народов, оказавшихся в эвакуации вместе, и портреты ближайшего окружения художницы. Графика Татьяны ценна тем, что она передаёт уникальный культурный код Алма-Аты, и показывает невероятное разнообразие мира. Неясно, почему Татьяна с таким вниманием отнеслась к изображению реликтовых лесов и национальных костюмов, но детальки складываются в крайне трогательную историю.

С 1 по 19 мая, KGallery (наб. Фонтанки, 24). Билеты по 200₽.

Банда симулянтов / ДЖЕЙ 10

Александр Дашевский уже десять лет сотрудничает с галереей Anna Nova, и его новая выставка — «ироничный байопик о собственной художественной практике». По замыслу автора, это третий эпизод остросюжетной саги о творчестве художника. Он посвящён мутациям классического картинного формата. Название выставки происходит из «Похождений бравого солдата Швейка», а именно эпизода, в котором собаки съели своего хозяина. Эту смерть Дашевский воспринимает как символическую смерть живописи, и в своём творчестве он живопись «воскрешает«. Александр создаёт работы, похожие на мумии: сложная форма обтягивается холстом, а сверху наносится живопись, и вся эта многослойность напоминает Франкенштейна. Всё это нарочисто избыточно — совсем как фильмы про ковбоев.

«ДЖЕЙ 10» — это дополнение к основному проекту. На этой выставке представят графические работы Дашевского, которые он делал для юбилейного выпуска журнала Booklet.

С 26 апреля до 13 июля, Галерея Anna Nova (ул. Жуковского, 28). Билеты по 250₽.

Выставка работ номинантов Премии С. Курёхина

Премия Курёхина аккумулирует современных российских художников, не стесняющихся совмещать разнообразные формы искусства. Главные аспекты — провокационность, непредсказуемость, импровизация и перформативность. На выставке показывают в основном работы из номинаций «Лучшее произведение визуального искусства» и «Лучший медиа-объект», но Гран-При Премии Курёхина вручается за синтетическое действо, то есть за перформанс. Но в этом году в Гран-При попало очень много театральных проектов — и их тоже буду показывать в большом зале Центра им. Сергея Курёхина.

С 20 апреля до 18 мая, ЦСИ имени Сергея Курёхина (Лиговский пр., 73). Билеты по 100-150₽.

«Черное и красное»

Левон Айрапетянц — ленинградский книжный иллюстратор, плакатист и промышленный дизайнер. В последнее время его работ почти не видно, что успешно компенсирует масштабная выставка в МИСПе. В музее экспонируется станковая графика и плакат 1960-1980-х годов. Именно плакаты наиболее полно передают дух эпохи как новое на тот момент средство выражения.

Кроме плакатов Айрапетянц создавал афиши для театра Акимова: через них художник удивительно ясно передавал характер спектакля. Идти на выставку стоит и ради графики. Левон Айрапетянц развивал жанр «тихого искусства», распространённого в 70-е годы. На его работах модели занимаются своими делами в спокойной обстановке, и всё это, конечно, прекрасно.

С 12 апреля до 12 мая, Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков (наб. канала Грибоедова, 103). Билеты по 150₽.

Боги, люди, герои

В  первом веке нашей эры вулкан Везувий взорвался, и античная жизнь, считай, закончилась. Зато пепел сохранил эту жизнь почти в первозданном виде. В Эрмитаж привезли более 200 античных работ — фрески, мозаики и скульптуры. Это совместный проект Национального археологического музея Неаполя, археологического парка Помпей и Эрмитажа, в котором тоже есть огромная «помпейская« коллекция. Покажут мраморную «Голову Юпитера», бронзовую статую Аполлона, «Нереиду на морской пантере» и другие редкие объекты. Это шанс наконец-то увидеть, как же на самом деле жили люди в то время и чему сопереживали.

С 19 апреля до 23 июня, Эрмитаж (Дворцовая пл., 2). Билеты от 300*.

Три петербургские коллекции

В России коллекционирование искусство — важное и почитаемое занятие (вроде бы), но после революции собирательство пришлось начинать заново. Есть три семьи, обладающих особенными коллекциями — Палеевы, Березовские и Наумовы. Для выставки в Русском музее они предоставили произведения живописи, графики, театрально-декорационного и прикладного искусства. Среди них — более 400 произведений Айвазовского, Врубеля, Петрова-Водкина, Серебряковой и других уважаемых русских художников.

С 11 апреля до 10 июня, Русский музей, Корпус Бенуа (наб. канала Грибоедова, 2). Билеты по 500₽.

Матта и четвертое измерение

Роберто Матта — один из последних представителей сюрреализма. Умер он всего лишь в 2002 году, так что это по-настоящему современное искусство. Это первая выставка Роберто Матта в России, на неё привезли почти сотню работ из двадцати трёх частных коллекций.

В своих работах Роберто Матта экспериментировал на стыке искусства и науки, но художником себя не считал: «Я не художник. Я кто-то, кто пытается сконструировать изображения, которые однажды помогут нам осознать суть глагола «видеть». Четвёртое измерение — ключевой аспект его творчества: по мнению Матта, четвёртое измерение дополняет третье чувством пространства, времени и движения, что необходимо для полного осознания мира.

С 10 апреля до 30 июня, Главный Штаб (Дворцовая пл., 2). Билеты от 300₽

«Жизнь после жизни»  

Смерть — классная штука: её можно осмысливать бесконечно. В выставочном зале «Манеж» соберут работы петербургских художников из более чем 20-ти музеев. В их числе — Марк Шагал, Михаил Врубель, Карл Брюллов и Кузьма Петров-Водкин. Наверное, это самая большая из всех выставок про смерть за последние годы, и, кажется, одна из самых масштабных выставок «Манежа». Даже «Пермские боги», кажется, проигрывают по этому параметру.

С 9 апреля до 22 мая, Центральный выставочный зал «Манеж» (Исаакиевская пл., 1). Билеты по 300₽.

Моно/Хром

Андрей Рудьев по натуре собиратель. Начинается это ещё с мастерской, где на стене висит ящик с сотней отделений, в каждом из которых прячется то ус мадагаскарского таракана, то женский ноготь, то камушек. Его работы продуманы до мелочей, каждая из которых так же любовно подбиралась. В итоге получается безумный микс из советской иконографи, конструктивистского дизайна и техномузыки, как говорит Марина Гисич. Выставка в её галерее — ящик из творчества художника. На этот раз с этим ящиком будет фокус: он будет «разделён», и в роли линии распила будет узкий коридор в районе лестницы. Зрителям будет предложено самим выбрать, где голова, где ноги, а где они сами.

С 4 апреля до 25 мая, Галерея Марины Гисич (наб. Фонтанки, 121). Вход свободный.

Якоб Йорданс. Картины и рисунки из собраний России

Якоб Йорданс считается самым «фламандским» художником из всех фламандских художников. В его творчестве есть работы на библейскую тему, сюжеты из мифологии, а ещё он писал смешные натюрморты с шипящими котами и лобстерами. В России довольно много работ художника, но собрать их сейчас решили, потому что многие полотна прошли за последнее время серьёзную реставрацию. Есть подозрение, что больше всего Якобу Йордансу нравилось рисовать пьяных: больно уж они выразительные.

С 2 марта до 26 мая, Николаевский зал Зимнего дворца (Дворцовая пл., 2). Билеты от 400₽.

«VIVA LA VIDA. Фрида Кало и Диего Ривера»

Музей Фаберже снова привозит в Петербург работы Фриды Кало, но в этот раз — вместе с картинами Диего Риверы. Будет лишним рассказывать об этом союзе, перескакивающем от любви к ненависти. Долгое время считалось, что великий художник тут — Диего, а Фрида — жалкая тень и самоучка; и интересно теперь посмотреть, как же оно на самом деле. Выставка получилась огромной. В том числе на ней выставлена переписка супругов, фотографии из их повседневной жизни и свидетельство о заключении их второго брака. Выставка сопровождается иллюстрированным каталогом с комментариями искусствоведов и членами семьи Диего и Фриды.

С 20 марта по 19 мая, с 10:00 до 20:45, Музей Фаберже (наб. Фонтанки, 21). Билеты от 450₽, для льготных категорий — от 200₽.

Выставка Фёдора Конюхова

Удивительно, но в перерывах между покорением морей, поездками на верблюдах и посещениями чудес света Фёдор Конюхов успевает рисовать. На выставке в Русском музее покажут и живопись, и графику, и наброски, сделанные во время путешествий художника. Конюхов фиксирует и пейзажи, и одежды аборигенов, а никто кроме него, в общем-то, такого и не видел. Не подумайте, что он значим только из-за того, что рисунки — из путешествий: Фёдор Конюхов действительно замечательно чувствует, что заслуживает фиксации на бумаге, и точно знает, как это сделать хорошо.

С 28 марта до 13 мая, Инженерный замок (Садовая ул., 2). Билеты от 300₽.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *