Потребительские настроения ухудшаются с марта этого года, говорится в отчёте исследовательской организации «Левада-Центр» об ИПН в июле. [note] ИПН — это индекс потребительского настроения [/note]. Больше всего на этот спад повлиял пессимизм в отношении экономической ситуации в стране в ближайший год. Следующие 12 месяцев называют плохими для экономики на девять процентов больше опрошенных, чем в июне. Аналитики центра связывают такой невесёлый настрой населения с повышением налогов и пенсионной реформой. Больше всего ИПН снизился у людей трудоспособного возраста, от 25 до 55 лет.
31% респондентов высказали мнение, что сейчас неудачное время для крупных покупок. Это самый большой показатель за последние полтора года — до этого он не превышал 25%. Как отмечают в исследовательском центре, «ухудшение субъективных потребительских настроений является предвестником снижения покупательского спроса».
Индекс потребительского настроения составляется «Левадой-Центром» на основе пяти вопросов, связанных с материальным положением семьи за последний год, его изменению, оценке экономического будущего страны на год и на пять лет. Последний пункт предлагает решить, насколько удачно сейчас совершать крупные покупки.