Новость о том, что власти Петербурга могут передать Исаакиевский собой РПЦ, стала для петербуржцев настоящей неожиданностью. Несмотря на длинные новогодние каникулы, событие не осталась незамеченным.
Уже 10 января губернатор Петербурга Георгий Полтавченко подтвердил факт передачи Исаакиевского собора в пользование РПЦ, назвав этот вопрос «решенным». При этом градоначальник добавил, что собор сохранит «музейно-просветительскую функцию», а доступ в здание будет обеспечен представителям всех без исключения конфессий.
Среди многих горожан решение городских властей вызвало бурю негодования. В сети тут же появились петиции с требованием отменить передачу собора церкви, а городские активисты провели несколько акций, зачитав у входа в собор конституцию и вывесив на его колоннаде баннер с надписью «НЕ РПЦ».
Несмотря на протесты и возмущение горожан, на сайте городского комитета имущественных отношений 12 января опубликовали распоряжение о передаче собора РПЦ для безвозмездного пользования сроком на 49 лет. При этом здание собора остается на балансе города. Но надолго ли?
Современные российские реалии давно приучили граждан не доверять обещаниям правительства. В 2015 году власти уже отказывали епархии, пообещав оставить Исаакий в ведомстве города, однако полгода спустя статус собора снова оказался под вопросом. Всем без исключения понятно, что город рискует потерять уникальный музей, а безапелляционная передача городского имущества религиозной организации создает прецедент с неясными последствиями.
Только в течение нескольких последних лет комплекс музея-памятника «Исаакиевский собор», включающий четыре памятника церковной архитектуры, передал церкви несколько своих объектов. В начале 2016 года РПЦ заполучила Смольный собор, а в августе прошлого года ей отошел еще один собор — Сампсониевский. Храм Спаса-на-Крови и Исаакиевский собор долго держали оборону, но после заявления губернатора судьба последнего тоже была решена.
То ли от незнания, то ли от слепого принятия политической доктрины с ее ориентацией на оправославливание общества, некоторая часть горожан решение властей поддержало, посчитав, что таким образом «будет восстановлена историческая справедливость».
Однако историк Лев Лурье напоминает, что «Исаакиевский собор и до революции (когда церковь не была отделена от государства) не принадлежал ни епархии, ни даже синоду. Он находился в подчинении министра внутренних дел». Ученый недоумевает, как епархия собирается содержать «гигантский Исаакий, заполненный реликвиями и памятниками».
К историку присоединяется архитектор и реставратор Александр Попов, который указывает на то, что в церковной среде «проблемы памятников архитектуры не дают решать профессионалам». По его словам, «вместо этого на междусобойном уровне какие-то группы людей проявляют свои интересы, не заботясь о том, что Исаакиевский собор — это национальное достояние».
Долгие годы в Исаакиевском соборе успешно уживались верующие и туристы. До сих пор такое соседство не мешало ни проведению служб, ни проведению экскурсий. Теперь же ситуация может кардинально измениться, несмотря на то, что представители церкви планируют не только сохранять, но и развивать в соборе «музейную деятельность».
Исаакий, находящийся по уровню посещаемости на одном уровне с Эрмитажем, Русским музеем и Петергофом, может оказаться закрыт для экскурсионных групп. Это подтверждает и директор собора Николай Буров, говоря о том, что в режиме музея Исаакиевский проработает только до конца текущего года.
Внутри храма тоже могут установить новые правила. Начиная от того, как позволено и как не позволено одеваться посещающему храм, заканчивая распоряжениями о том, в каком месте следует каяться, а в каком — причащаться. Да и фотографировать в некоторых храмах категорически запрещено, не говоря уже о том, чтобы ловить в них покемонов.
«В прошлом году Исаакиевский собор собрал 800 млн рублей, за счет которых, в частности, проводилась реставрация. Решение Полтавченко означает, что эти деньги город больше не получит», — уверен руководитель петербургского отделения Transparency International Дмитрий Сухарев. По его мнению, оставаясь в собственности Петербурга, деньги на ремонт и реставрацию собора теперь придется брать из городского бюджета.
А сборы в Исаакии, который является на сегодняшний день одной из самых прибыльных туристических торговых точек, будет осуществлять РПЦ. Деньги от продажи церковной и сувенирной продукции будут оставаться у церкви. «При этом платить за аренду никто не будет», — отмечает эксперт.
Пока представители РПЦ советуют петербуржцам «не устраивать революций» из-за передачи Исаакиевского собора, в сети активно обсуждается возможность организации протестных акций, а со стороны депутатов ЗакСа звучат предложения по отправке губернатора Петербурга в отставку.
В российском обществе РПЦ уже давно заработала негативную репутацию, а по мере того, с какой скоростью она продолжает ухудшаться, в гражданском обществе в скором времени задумаются о том, не лучше ли разместить в стенах храмов то, что действительно необходимо туристическому городу — библиотеки, арт-центры, музеи и ночные клубы.
Фото обложки: Александр Петросян