Как и значительная часть всего, что нас окружает, электронная сигарета тоже пришла из Китая. В 2003 году фармацевт Хан Лик получил патент на свое изобретение и тут же запустил производство первых электронных сигарет. Позже мода на них пришла в Америку и Европу. Но сам глагол «vape» (парить) начал употребляться лишь в конце 2012 года, а уже в 2014 он стал популярен настолько, что Оксфордский словарь признал его словом года.

amt_multi_rings

Разглядеть вейпера в толпе очень просто. Вооружившись «вейп-модами» и «жижей», они практикуют «клаудчейзинг» — пускают облака ароматного густого пара на городских улицах и в общественных местах. А в крупных городах наблюдается настоящий бум вейп-шопов и специализированных заведений для вейперов. Новая тенденция тут же приобрела популярность среди молодежи, а еще — ненависть значительной части горожан. «Луна» разобралась в сути явления и попыталась понять, почему общество так не любит вейперов, которые «парят, где хотят».

О популярности

Для России понятие стало особенно актуальным в 2013 году, когда на территории всей страны вступили в силу жесткие ограничения на курение табака в общественных местах. Одновременно с этим начался и резкий рост цен на сигареты. Так что возникновение вейпа на российском рынке пришлось очень вовремя. Молниеносная популярность «ингаляторов» в разы увеличила количество молодых людей, одержимых постоянным «тюнингом» своих электронных сигарет, а по всей стране начали открываться вейп-шопы и вейп-румы.

Парильщики даже основали собственную субкультуру со всеми ее атрибутами. Они встречаются в вейп-клубах, проводят тематические собрания и фестивали, обсуждают разные аксессуары для своих курительных аппаратов и обмениваются друг с другом «жижей» — жидкостью для вейпа. Самые преданные поклонники объединяются на форумах и в соцсетях, обсуждают этические и правовые нормы своего увлечения и даже выпускают сборники музыки для вейперов от вейперов. А трек «Парю, где хочу (законом не запрещено)» стал не только гимном отечественной вейп-культуры, но и породил целый поток интернет-мемов.

crazy-vape-tricks-mit-dampf-ring-shooter-e1456824852129

У популярности вейпа есть несколько причин. Кроме того, что вейп — не самое дорогое, да и к тому же, распространенное удовольствие, он, прежде всего, моден. Хотя сами парильщики говорят о своем увлечении как о полноценном стиле жизни. По большому счету вейперы создали свою собственную тусовку, в которой вейпинг воспринимается скорее не как курение, а как модный аксессуар, которым можно покичиться.

В обществе, со всех сторон окруженном гаджетами и девайсами, вейп-мод — ингалятор для парения — стал очередной примочкой, как смартфон или планшет. А приобрести новомодную деталь для своего мода — все равно, что загрузить популярное приложение на свой айфон. К тому же среди поклонников вейпа распространено мнение, что электронная сигарета — здоровый аналог табаку, который не только снижает урон, наносимый привычкой организму, но и даже может помочь тем, кто планирует расстаться с курением.

О безопасности

Если веган при первой же возможности напомнит вам о том, что он не ест мяса, то вейпер обязательно поделится тем, что он осознанно выбрал не обычные и вредные, а электронные и безопасные сигареты. Министерство здравоохранения Англии, например, утверждает, что пар на 95% безопаснее дыма обычных сигарет, поскольку он содержит меньше вредных веществ. Однако жидкости для вейпа могут быть как без никотина, так и содержать его. Поэтому ряд других исследований говорит о том, что в борьбе с табакокурением вейпинг — не самое лучшее средство.

triple_rings

Из-за популярности электронных сигарет все больше молодых людей, которые до этого не были вовлечены в курение, проникаются их «безопасностью» и начинают парить. Таким образом, усилия, направленные на противостояние вредной привычке среди молодежи, сводятся к нулю. К тому же гонконгские научные исследования говорят о том, что в жидкостях для вейпа могут содержаться токсины, влияющие на деторождение и работу щитовидной железы. Их поддерживают и американские онкологи, уверенные в том, что вне зависимости от наличия или отсутствия никотина, жидкости для вейпа и пар от них могут содержать не меньше канцерогенов, чем обычные сигареты. А значит, могут вызывать гибель клеток легких и других органов, а также приводить к развитию рака.

Ежегодно появляются все новые и новые исследования, подтверждающие или опровергающие пагубное влияние от парения. Но прямых доказательств пользы или вреда вейпа до сих пор нет. Все потому, что пока еще нет возможности проанализировать долгосрочные последствия от пристрастия к вейпу. К тому же, ученым не всегда удается отличить настоящие жидкости и аппараты от подделок. Да и не понятно, какие из исследований — независимые, а какие были пролоббированы мощными табачными корпорациями и являются обычными страшилками.

О ненависти

Разных позиций в отношении вейпинга придерживаются не только исследователи, но и общество в целом. И большая его часть самым лютым образом ненавидит это явление, чему есть несколько причин. Основная из них — вторжение вейперов в личное пространство. Парильщики, как правило, пускают большое количество пара на улицах и даже в общественных местах. Практически всегда этот пар еще и по-своему ароматизирован, причем, не всегда приятно. Но предъявить парильщикам весомых претензий не удастся: в отношении вейпинга до сих пор нет никаких ограничений на законодательном уровне. Естественно, такая вседозволенность у многих вызывает исключительно чувство раздражения.

В среде своих же сверстников вейперов считают жертвами моды, которые попались на приманку нового тренда и стараются теперь это повсеместно афишировать. Вейперов нередко сравнивают с хипстерами, вегетарианцами, гомосексуалами и обвиняют их в навязчивости, позерстве, высокомерии, абсурдности поведения и внешнего вида. Соцсети буквально завалены мемами, троллингом и пранком, высмеивающим вейперов. Во многом сами парильщики накаляют обстановку вокруг себя: постоянно обсуждают детали своих агрегатов, оценивают ароматы «жижи» для вейпов, смотрят тематические видео, соревнуются в выдувании колец из пара и придумывают новые слова для своего сленга.

Но это — их персональный выбор. Да, неприязнь к ним во многом продиктована отсутствием культуры у самих вейперов. В то время, как увлечение вейпом набирает популярность, люди все еще не видят разницы между дымом обычных сигарет и паром электронных. Да и отсутствие научного подтверждения вреда от вейпа энтузиазма вдыхать облака дыма ни у кого не прибавляет. Но общество в который раз оказалось неготовым к новому явлению, оно просто его боится.

Эволюция приучила нас быть осторожными, поэтому чего-то нового мы заранее боимся больше, чем чего-то плохого. Столкнувшись с новым для себя явлением, социум старается вернуться в состояние комфорта, в котором окружающий нас мир уже изучен и познан. Все непонятное, малоизученное и спорное становится маргинальным и всеми силами выводится за рамки легитимности. Проще говоря, запрещается. В крайнем случае — презирается.

О регулировании

Негодование общественности словно было услышано на высшем уровне. «Сегодня пар, завтра никотин. Надо запрещать», — отозвался о вейпе помощник премьер-министра и бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко в одном из недавних интервью. А на днях стало известно, что Минфин в течение двух ближайших лет намерен ввести акцизы для электронных сигарет, что увеличит их стоимость в два-три раза, а также может привести к распространению фальсификата.

Во многих странах уже сейчас существует законодательство, регулирующее продажу электронных сигарет и употребление пара. Реклама и продажа электронных сигарет запрещены в Бразилии, Канаде, Дании, Сингапуре, Италии и в ряде других стран. В России пока нет никаких аналогичных законов, но инициативы по поводу распространения электронных сигарет уже есть.

awsome-vape-tricks-amt-vape-my-eliquid-triple-rings

В апреле этого года в Госдуму был внесен законопроект, который предусматривает запрет курения вейпов в общественных местах, а также упоминания того, что вейпинг безвреден или менее вреден, чем классическое табакокурение. Кроме того, предлагается ввести штрафы за продажу электронных сигарет несовершеннолетним и за вовлечение их в парение.

Вопрос о продаже и потреблении вейпа все еще остается на уровне саморегулирования. До сих пор непонятно, будет ли он каким-то образом учтен в российском антитабачном законе. Но официальное мнение о том, что надо делать с вейпом есть и высказывается. Например, все тем же Онищенко: «Я не сторонник запретов. Я сторонник мер, которые направлены на то, чтобы рассказывать, с одной стороны, о вреде, с другой стороны — создавать немодной ситуацию курения». А пока ответственность за парение лежит на плечах самих парильщиков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *