Ежегодно в Петербурге проходит огромное количество тематических мероприятий с гастрономическим, спортивным, музыкальным и множеством других направлений. Безусловно, такие городские события вызывают и у местных, и у туристов всеобщий интерес. Кроме того, это обеспечивает заинтересованность зарубежных инвесторов в Петербурге как в новой площадке для развития своего бизнеса.
Если не вникать в детали, может показаться, что крупные мероприятия влияют на Петербург исключительно с положительной стороны, но это далеко не так. На фоне праздничного настроения напрочь забываются экологические проблемы и нужды местных жителей, которые из-за организации больших событий зачастую отодвигаются на второй план. Чтобы разобраться, как на самом деле масштабные события влияют на город, «Луна» поговорила с несколькими экспертами: урбанистом, экологом, экономистом и представителем Комитета по развитию городского туризма.
Георгий Фролов, штатный урбанист «Луны Инфо» и магистрант Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ:
Я выделил три основных аспекта:
1. Деньги.
Это очевидная история, с ней всё понятно. Мегасобытие — это повод получить деньги из федерального бюджета, которые просто так город не получил бы. Пример может быть прошлогодний — чемпионат мира по футболу, Петербург и все города-участники получали на него деньги.
2. Внимание к городу извне.
Это достаточно важно. Внимание инвесторов, туристов и обычных людей. Главное — не профукать его. Приведу пример: Олимпиада в Сочи. Мы сделали классное событие, все заметили, что Россия не такая страшная, как кажется, а потом через пару недель мы влезли в Крым. И весь тот образ милой и классной России, которая открыта для всего мира, сразу всеми забылся. У нас впереди Чемпионат Европы и финал Лиги чемпионов, так что мы этого внимания получим сполна. Чтобы было внимание бизнеса, необходимо завлечь людей не только картинкой, но ещё и подготовить определённую законодательную базу. Инвесторы должны убедиться в том, что для вложения их денег есть возможности.
3. Повод что-то сделать, повод действовать.
Это самый обоюдоострый момент. С одной стороны, мы можем что-то полезное ускорить, но при этом мы можем что-то бесполезное для себя получить. Хороший пример — это строительство метро, которое сделали к чемпионату мира в 2018 году. Станцию метро «Беговая» очень внезапно получили для себя жители Северо-Запада города, Приморского района. Если бы не ЧМ, её не строили бы ещё лет 30, наверное. Откладывали бы и откладывали. Но с другой стороны, ради строительства метро к стадиону нарушили все планы по фиолетовой линии. Той, которую открыли на днях. Если бы не ЧМ, её бы открыли в 2016 или 2017 году по официальным планам.
То есть, когда мегаивенты укладываются в стратегию долгосрочного развития города, — это очень здорово. Например, строительство стадиона на Крестовском острове было запланировано ещё в 2006 году. И вот ЧМ поставил дедлайн — стадион достроили в 2017 году. Возможно, если бы не ЧМ, Беглов бы к выборам стадион открывал. Когда есть стратегия — это окей. Когда это не стратегия — получается что-то отложить, как это вышло с фиолетовой линией. Или же могут появиться какие-то деструктивные проекты, которых до этого не было. Пример такого деструктивного проекта — набережная Макарова, которая была построена очень экстренно для соединения ЗСД с мостом Бетанкура. Возможно, без ЧМ там была бы нормальная набережная в перспективе. Понятно, что не завтра и не через пять лет. Тем не менее, там появилось автомобильное шоссе просто потому, что надо было что-то сделать. То есть повод действовать выстреливает в три стороны. Он ускоряет то, что было и чего не было в стратегии, но при этом откладывает какие-то уже существующие проекты и может привести к каким-то ненужным городу инициативам.
Ирина Скипор, медиакоординатор проекта «Ноль отходов» Greenpeace:
Основная проблема крупных городских событий — это куча мусора. На фестивалях раздаётся и продаётся очень много одноразовых вещей типа стаканчиков с напитками. Кроме того, в небо запускают шарики, а гостям мероприятия раздают флажки. Если это фестиваль еды или музыкальный фестиваль, там обычно работает фудкорт с одноразовой посудой. Соответственно, в дальнейшем этот мусор может попасть в реки и озёра. Да и в целом это производство огромного количества одноразового пластика, который никому больше не понадобится и окажется на свалке. С точки зрения того, как плодится мусор, это довольно плохие последствия.
Взять хотя бы марафоны. Это очень здорово, потому что люди бегают, но всем выдают одноразовые бутылки с водой. Участники забега выпивают воду и выбрасывают бутылки, после чего весь город усеян пустыми бутылками. Их убирают, но все мы понимаем, что их определяют даже не на переработку, а просто увозят на свалку. Есть ещё одна очень большая проблема — запуск воздушных шаров. Все думают, что это красиво и радостно, но никто почему-то не следит за тем, куда улетают эти шары и где кончается их жизнь. Они могут попасть на дорогу, помешать автомобилистам, попасть в реки и на территорию леса. Животные могут запутаться в верёвках и потом погибнуть. А если запускать светошары, получается, что эти летящие и горящие объекты могут поджечь что-нибудь. Существуют также отдельные мероприятия, на которых запускают воздушные шарики, внутри которых светодиод. Соответственно, в них вставлена батарейка. А батарейка — это очень опасный отход, который будет отравлять почву, когда упадёт на землю. Но всем от этого почему-то радостно.
Патвакан Гюлазян, магистрант международной торговой политики НИУ ВШЭ, в прошлом — стажёр в армянской консалтинговой компании EV Consulting:
Если забыть об остальных сторонах этого дела и сконцентрироваться только на экономике, то это просто отлично. Неважно, кто занимается организацией события — страна или частный инвестор, потому что это всегда расходы: планирование, закупка ресурсов и оборудования, найм людей. Если стране нужен экономический рост, то один из способов его притяжения — потратить деньги из бюджета на развитие инфраструктуры. Петербург зарабатывает деньги и две трети отправляет в Москву. Чтобы уговорить власти, находящиеся в столице, в обеспечении дополнительных инвестиций в инфраструктуру, необходимы мегасобытия. Потому что, учитывая специфику нашей власти, она более охотно даёт деньги на мегасобытия, так как они обеспечивают рекламный импульс.
Если мы организуем мегасобытие, то речь всегда идет об авторитарной структуре управления компании. Мне кажется, для нашей власти такой принцип более понятен. В этом нет ничего плохого, потому что все огромные компании управляются авторитарно. Есть один центр, он всё решает. Если Петербург решает организовать событие, которое требует масштабного строительства инфраструктуры, то это значительно увеличивает внутренние инвестиции центра в регион. И если всё проходит гладко и в соответствии с документами, то ВВП региона растёт, так как его внутренние расходы тоже увеличиваются. Если кто-то тратит деньги, это всегда влияет на рост.
Однако, если нанимать людей, закупать оборудование и сырьё из-за границы, роста не будет. Но учитывая специфику Ленинградской области и то, что там довольно много ресурсов, я предполагаю, что если проект реализуется в нашем регионе, то проблем с ресурсами и наймом людей у нас не должно быть, потому что всё-таки огромный мегаполис. Если кто-то решит что-то организовать в Ленинградской области или в Петербурге, то большая часть денег останется в городе. К тому же это привлекает инвесторов. В нашем регионе основные инвесторы — голландцы, немцы и киприоты, но там офшоры. То есть кипрские инвесторы регистрируются в Кипре и через него отправляют деньги в регион. Можно привлекать иностранных инвесторов, но, глядя на сегодняшние отношения с Европой, я бы очень скептически отнёсся, если бы европейцы решили вкладывать огромные деньги в инфраструктурный проект России, связанный с организацией мегасобытий. Но я могу ошибаться. Это зависит от интересов и стратегии отдельного инвестора и его компании.
Есть ещё один экономический аспект — если ты решаешь вкладываться и организовывать мегасобытие, то это влияет на тех, кто живет в этом регионе. Привлекательность региона растет, её конкурентные преимущества — тоже, поэтому люди вкладывают деньги, расширяют свои компании, соответственно, их доходы тоже растут. Если в нашем регионе открыть что-нибудь сильное, то приедут туристы из Северной Европы — Финляндии, Швеции — это стимулирует рост сферы услуг. Это всё уходит в налоги, и доход региона растёт.
Если мы говорим о мегасобытиях, то это всегда дикое стратегическое планирование. Если власти региона не могут правильно использовать все преимущества события, то это даёт плачевный результат, потому что в итоге вся инфраструктура, построенная специально для одного конкретного мероприятия без дальнейших целей использования, становится очень дорогим бременем для региона, а не поводом для гордости и источником, который может быть полезен местным жителям.
Если правильно управлять, рекламировать и продвигать, то всё будет шикарно. Особенно в нашем регионе, где население всегда растёт. А если забить и комплексно не браться за продвижение и обслуживание, то в итоге это всё просто встанет и никому оно будет не нужно. Например, олимпиада в Сочи: если бы они строили эти объекты в нашем северном регионе, это было бы идеально. Зачем они строили эти объекты в Сочи — другой вопрос. Строить такие объекты за такую цену в южной части страны, где живут не самые благосостоятельные люди, а главное, где живёт не так много людей, — немного опрометчиво. Где-то строительство таких объектов рационально, но не в Сочи. В случае с Сочи это шикарное тактическое решение и неплохое стратегическое планирование, но мне кажется, мы могли бы придумать что нибудь дешевле.
Яна Макшина, представитель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга:
У нас есть единый календарь событий, который мы создаём ежегодно. Он ориентирован на туриста — туда входят наиболее интересные городские мероприятия: тематические, деловые, детские и другие фестивали и выставки. Мы делаем такой календарь для того, чтобы каждый, кто приезжает в наш город, мог ориентироваться и выбирать интересные для себя события.
Комитет по развитию туризма и другие комитеты, наши коллеги, также проводят общегородские мероприятия. Например, праздник «Алые Паруса». Естественно, это уже узнаваемый бренд, его знают во всём мире. Кроме гостей из разных регионов нашей страны на этот праздник приезжают посмотреть и иностранные гости. Ещё у нас есть фестиваль света. Это достаточно известное городское событие, которое в прошлом году вошло в топ-100 лучших мероприятий России. Его посещает почти 1 млн гостей за два дня проведения.
Конечно, такие крупные и интересные мероприятия, организованные на мировом уровне, притягивают в город как наших российских туристов, так и иностранных. Они заинтересованы в том, чтобы изучить Петербург не только культурно, но и событийно. Поэтому мы и называем это событийным туризмом. Такое количество масштабных праздников положительно сказывается на репутации Петербурга. Даже если спросить иностранных туристов, куда бы они хотели приехать в Россию, большинство из них скажет, что в Санкт-Петербург. В прошлом году наш город посетили 8,2 млн туристов. Из них почти 50% — иностранные граждане. В этом году, с учётом введения электронной визы с 1 октября, мы, безусловно, видим, что число туристов, приезжающих в Петербург, постепенно увеличивается. И это не может не радовать.
Получается, что масштабные события позитивно влияют на город с экономической точки зрения и гарантируют внимание иностранных гостей и инвесторов. Но при этом негативно сказываются на экологии и иногда — на условиях жизни местных жителей.
Олеся Гаврилова