В последнее время экологическая повестка стала одной из самых популярных. На фоне глобальных природных проблем люди по всему миру стали бережнее относиться к планете, на которой живут. Если на Западе тенденция заботы об окружающей среде дала о себе знать уже давно, то в России с этим сложнее. До нас постепенно доходит осознание необходимости вести экологичный образ жизни. На этом фоне в различных сферах происходят позитивные изменения: проводятся лекции, воркшопы, продвигается идея раздельного сбора мусора, отовсюду слышно о негативном влиянии пластика, экологичность внедряется даже в бизнес.
К сожалению, в российской индустрии моды эта проблема пока мало освещается, и до осознанного потребления нам далеко. Но западные идеи всё-таки находят отклик в русском менталитете. Появляются люди, которые смело говорят об эко-устойчивых инициативах в фэшн-индустрии и о проблемах, которые в силах решить только мы. Семейная пара из Петербурга, Наталия Осикова и Виталий Осипов, создала собственный эко-бренд, сумевший выйти на уровень полноценного производства и интернет-магазина. «Луна» поговорила с основателями Jeans Revision об осознанной моде, о реакции людей и об отсутствии поддержки малого бизнеса в России.
— В какой момент вы с мужем захотели запустить свой собственный эко-бренд? Как зародилась идея?
— Я больше десяти лет проработала моделью. На протяжении всех этих лет я многое наблюдала, видела застенки фэшн-индустрии. Постепенно я начала осознавать, что производится невероятное количество вещей и делается всё возможное для того, чтобы продать как можно больше. У меня было много съёмок для разных брендов мирового масштаба. Со временем я устала от вещей и перестала их себе покупать. Некоторые люди делают это осознанно, чтобы посмотреть, как это повлияет на их гардероб и бюджет. У меня это произошло естественным образом.
— Что было дальше?
— На тот момент я жила в Нью-Йорке пять лет, и в 2015 году вернулась в Петербург. Какое-то время мой гардероб не обновлялся, и довольно скоро мне стало нечего надеть. В один прекрасный вечер я села за швейную машинку. За годы моделинга у меня накопилась целая гора джинс. Я взяла несколько пар и сделала юбку пэчворк. Это была творческая интенция, подкреплённая практической нуждой.
— Как отреагировал Виталий?
— Он застал меня за работой и сказал: «Слушай, да это отличная идея!» Тогда мы вместе начали думать над тем, как будем это раскручивать. На тот момент в Америке и Европе тема эко-устойчивости в моде была уже довольно известна. У нас это был совершенно сырой рынок. Мы понимали, что этим мы опережаем своё время, здесь, в России.
— И в этот момент вы создали бренд?
— Я понимала, что в фэшн-индустрии есть куча проблем. На этой волне мы завели телеграм-канал «Нечего надеть?» и параллельно начали двигаться к созданию собственного бренда. Мне пришлось очень многому научиться.
— О чём писали на канале?
— Мы рассказываем русскоязычной аудитории, что такое эко-устойчивость в моде, почему это важно и нужно.
— То есть желание создать собственный бренд было изначально вызвано волнением за экологию?
— Не только. Ближе к завершению модельной карьеры я накопила определённый багаж знаний. Я понимала, как и сколько производят, как продают. Меня это не устраивало. Это всё происходит исключительно ради сверхприбыли гигантов масс-маркета, а обычные потребители не информированы, какой огромный урон это наносит нашему здоровью и здоровью планеты. И нашему кошельку, кстати, тоже, потому что три по цене двух — это только кажется, что дёшево. Но на самом деле качественные вещи дольше служат, и в итоге окупают себя с лихвой. Осознание пришло постепенно, вместе с болью. В нашем телеграм-канале мы как раз стараемся и эко-брендами делиться, которым можно доверять, и о проблемах рассказывать.
— Вы сотрудничаете с благотворительным магазином «Спасибо». Именно там вы находите старые вещи, которые в дальнейшем приобретают новую жизнь. Расскажите, как удалось наладить контакт со «Спасибо»?
— Это произошло на самой заре нашей работы. Мы просто списались с одним из координаторов проекта, встретились, подружились. У них в Питере есть огромный сортировочный пункт-склад, часть вещей из которого они отдают на благотворительность, часть — распределяют по магазинам, но что-то всё равно остаётся. Нам нужны были материалы, а через их сортировочный пункт проходит огромное количество одежды. В утиль отправляется большое количество джинс. Если на джинсах сломана молния, ты уже не можешь их продать. А мы принимаем их в переработку, поэтому у нас со «Спасибо» получается взаимовыгодное сотрудничество.
— Значит, все вещи, которые вы производите, они из 100% джинсы?
— Да. На нашем сайте как раз можно подробно прочитать о том, как мы производим вещи.
— Выходит, у вас семейный бизнес. Вы как-то разделяете обязанности?
— Конечно, иначе было бы просто невозможно. Виталий 10 лет был в рекламном бизнесе, занимался брендингом, вебом, продвижением, вот этим всем. Он разработал бренд, его стилистику, создал сайт и теперь отвечает за его наполнение, содержание. Я несу ответственность за продукт. То есть за его дизайн и исполнение. Мы вместе занимаемся SMM, у нас много платформ, поэтому нужно по-разному взаимодействовать с аудиторией.
— А кто пишет посты в телеграм-канал?
— Чаще пишу я, а Виталий выступает в роли редактора.
— Я читала, что с лета 2017 года вы выступаете на лекциях в Петербурге и в Москве. В какой момент вас начали звать на мероприятия в качестве спикеров?
— Я не вспомню, какое выступление было первым, но могу сказать, какое стало самым запоминающимся. У нас было много рядовых выступлений по Питеру для небольших аудиторий, но лучше всех отложилось в памяти выступление в Москве на дизайн-заводе «Флакон». Ребята запустили первый апсайкл-фест, и мы с Виталием открывали его в качестве спикеров. Была живая интересующаяся аудитория, лекцию слушали несколько сотен человек. Нам понравилось.
Если говорить об эффективной и реалистичной бизнес-модели, то это скорее e-commerce, а не оффлайн.
— О чём вы рассказывали?
— Видео этой лекции есть на нашем сайте, она называется «С пользой о моде». Мы рассказывали о влиянии фэшн-индустрии на нашу жизнь, об эко-устойчивых инициативах в сфере моды, о проблемах, с которыми мы сейчас столкнулись, о причинах этих проблем. Ещё мы рассказали историю джинсы и то, как она производится. На фестивале была зона маркета, у нас с собой была часть отшитых образцов, мы их презентовали. От людей был классный фидбэк, они подходили, трогали вещи, брали визитки и говорили: «Какое классное у вас качество, мы так устали от масс-маркета». Но из-за того, что на тот момент мы были далеки от старта продаж, мало кто из этих людей остался с нами.
— Но это привлекло аудиторию.
— Да, было очень много хороших отзывов именно о продукте, несмотря на то, что в первую очередь мы приехали в качестве спикеров.
— Есть желание в будущем запустить оффлайн-магазин?
— Шоурум — это, конечно, красиво. Но если мыслить реальными категориями, то это сильно удорожит нашу продукцию. Мы хотим сделать эко-устойчивую моду в России доступной. И с каждым годом темпы роста интернет-продаж в нашей стране увеличиваются. Поэтому, если говорить об эффективной и реалистичной бизнес-модели, то это скорее e-commerce, а не оффлайн. К тому же мы уверены в качестве своей продукции — образцы изделий мы тестируем несколько месяцев, прежде чем запустить финальный продукт в производство. Так что, однажды приобретя товар у нас на сайте, покупатель сможет убедиться в качестве наших вещей и смело советовать Jeans Revision своим близким.
— Вы сами отшиваете вещи. Какие у вас планы по развитию бренда на ближайшее будущее?
— Сейчас мы как раз занимаемся поисками моей помощницы. Хочется найти близкого по духу человека. Важно, чтобы он не только знал и умел, а в идеале — любил переделывать что-то и имел ценности, схожие с нашими.
— Вас вдохновляют крупные западные эко-бренды: Patagonia, Stella McCartney? Они как-то влияют на то, что делаете вы?
— В дизайне наших вещей я стараюсь брать изнутри. Конечно, невозможно полностью абстрагироваться от условий рынка, но я стараюсь генерировать творческую составляющую самостоятельно. С оглядкой на то, что происходит вокруг, в информационном пространстве. А Patagonia, Stella McCartney и множество других достойных производителей, вдохновляют своими достижениями. Хочется, чтобы в России была поддержка малого бизнеса, особенно эко-устойчивых инициатив. Мы на себе эту поддержку не ощущаем совершенно. А пока вдохновляемся опытом западных коллег.
— Хотите сделать коллаборацию с каким-нибудь брендом?
— С каким-то конкретным?
— С любым. С крупным или, наоборот, малоизвестным.
— Конечно, мы бы хотели с кем-то скооперироваться и создать что-то новое, другое, отличное от того, что мы делаем сейчас. У нас есть базовые вещи, есть и совсем не базовые. Мы пробуем, экспериментируем, и было бы здорово поэкспериментировать с кем-то ещё.
— Какой бренд это может быть?
— Нам интересны самые разные коллаборации. Во-первых, было бы здорово поработать с такими же эко-брендами, как Jeans Revision. Так мы будем развивать эко-устойчивую моду в России, объединяя наши усилия.
Во-вторых, это коллабы с крупными брендами. Конечно, нам интересна аудитория таких брендов. А они, в свою очередь, благодаря работе с нами смогут сделать несколько шагов на пути к эко-устойчивости и заявить об этом.
— Экологическая повестка становится всё более актуальной. Сейчас в России нет такой популярности эко-брендов, как на Западе. Вы стали одними из первых, кто вышел на уровень полноценного производства и интернет-магазина. Как думаете, у вас получится запустить тренд на развитие эко-брендов в России?
— Думаю, да. Эко-устойчивые бренды на российском рынке можно пересчитать по пальцам двух рук. Нас мало, но мы есть. Российские потребители очень любят заимствовать покупательские привычки с Запада. Я надеюсь, что это заимствование тоже не заставит себя долго ждать, потому что тема экологичности начинает быть кричащей. На Западе это становится не только повесткой дня, а огромным трендом — громким, чётким, понятным. Было бы странно, если бы наш российский потребитель не обращал на это внимание. Посмотрим, как всё будет развиваться.
Олеся Гаврилова
Фото: Ксения Чердакова