В этот вторник, 25 декабря, врио губернатора уволил председателя Комитета по инвестициям Ирину Бабюк. Теперь этот пост временно займет Евгений Васильев. «Луна» разобралась и рассказывает, почему это произошло и чем запомнилась горожанам уже бывшая глава комитета?
Минутка истории
В 2011 году Ирина Бабюк пришла в Комитет по инвестициям из Петербургского агентства прямых инвестиций, где работала гендиректором, а уже через год возглавила комитет. Пришла она в удачный момент: именно тогда Полтавченко заморозил проекты Орловского тоннеля[note]нереализованный проект автомобильного тоннеля под Невой, проект был разработан при правитеьстве Валентины Матвиенко и заморожен Георгием Полтавченко в 2011 году[/note], Ново-Адмиралтейского моста[note]проект моста от 22—23-й линии В.О. на Ново-Адмиралтейский остров. Проект был заморожен в 2011[/note] и дворца Искусств[note]тоже нереализованный проект театра Аллы Пугачёвой в устье Смоленки[/note] — ей достались почти неограниченные возможности по развитию чего-то по-настоящему перспективного. От того, как распределены инвестиции, зависит очень многое: уровень благосостояния жителей, удобство города для туристов, количество рабочих мест и даже качество питьевой воды. Одна из главных претензий врио губернатора к Бабюк — неправильно расставленные приоритеты в развитии города. Вместо новых рабочих мест появилось только новое место для жизни при недостаточно развитой инфраструктуре, а большая часть проектов так и не была реализована.
Чем занималась Бабюк
Она была председателем Комитета по инвестициям — от них зависит, какие части города будут развиваться. Комитет вкладывает бюджетные деньги в перспективные проекты, а если они оказываются успешными, получает деньги обратно и снова тратит их на что-то полезное. От Комитета по инвестициям зависит, как будет развиваться город и сколько детских садов будет приходиться на один арт-кластер. Как председатель, Бабюк определяла приоритетность реализации проектов.
Самое приятное
Главное, за что нужно поблагодарить Бабюк и Комитет по инвестициям, — за последние семь лет в Петербурге расцвели креативные кластеры. Больше десятка старых зданий превратилось в места культуры и отдыха петербуржцев. В «Голицын Лофт» приятно прийти тусоваться, в «Севкабеле» праздник каждые выходные, пустующий остров «Новая Голландия» превратился в приятный европейский парк, «Дом Культуры» на Кировском заводе наполнился новыми резидентами . Небольших кластеров в центре города и вовсе развелось видимо-невидимо.
Последний крупный проект комитета в этом направлении — «Аренда памятника за один рубль». В его рамках инвесторам отдадут в аренду на 49 лет лет дом Челищева на Вознесенском по ставке 1 рубль за м². За это инвесторы должны его отреставрировать. Если мудрое решение оправдает себя, в аренду сдадут другие исторические объекты, что позволит облагородить облик Санкт-Петербурга и, возможно, привлечь ещё больше туристов.
Ещё кое-что хорошее
В той груде проектов, которыми занимался Комитет по инвестициям последние семь лет, было и еще кое-что хорошее. Например, именно при Ирине Бабюк придумали проект Аэроэкспресса и начали работу по развитию трамвайной сети. Конечно, споры о том, до какого вокзала проводить экспресс от Пулково, ведутся до сих пор, но по крайней мере уже понятно, что «Аэроэкспресс» всё-таки запустят. С трамваями всё тоже прекрасно: в марте 2018 года начал работать частный трамвай «Чижик». Да, сроки несколько раз менялись, но в итоге всё доделали всего на год позже, чем добавили. Правительство планирует, что частным компаниям отдадут ещё четыре участка: «Колпино — Южная», «Купчино — Шушары — Славянка», «Путиловская — Петергоф» и «Кировский завод — Красное Село». Трамвай, напомним, практически самый экологичный вид транспорта.
Что было не реализовано
Одним из первых проектов под руководством Ирины Бабюк была реконструкция Апраксиного двора. Привлечённые инвесторы планировали построить мост через Фонтанку, сделать над кварталом крышу-облако и полностью отреставрировать Апрашку, но что-то пошло не так. Не построили и новый зоопарк, хотя на разработку проекта ушло уже 900 млн рублей. Это классно с точки зрения зоозащитников, но совершенно бессмысленно с точки зрения городского бюджета. Конюшенное ведомство, кстати, тоже так и не реконструировали.
По-настоящему печальная история с переработкой мусора: за время работы Ирины Бабюк так и не появился мусороперерабатывающий комплекс. Инвесторы менялись один за другим, а система раздельного сбора и переработки так и не появилась.
Если задержки в строительстве трамвайных линий — это грустно, то были и проекты, отсутствию реализации которых можно порадоваться. В долгой борьбе против застройки устья Смоленки победили жители — теперь в далёком будущем там всё-таки появится парк. Парк Интернационалистов смог выжить и не обзавестись океанариумом — жители района протестовали с воздушными шарами в виде акул. Остаётся надеяться, что новое правительство действительно будет работать над превращением Санкт-Петербурга в еще более комфортное и красивое место, увеличит количество зелени и позаботится о простых жителях.
UPD. В процессе публикации текста стало известно, что Смольный отказался от проекта аэроэкспресса до аэропорта «Пулково».
Любовь Сафонова