Сегодня в Санкт-Петербурге прошёл митинг в поддержку Telegram и за свободный интернет. На нём собралось около 200 человек. Один человек был задержан за спор с полицией. Вчера в Москве прошёл аналогичный митинг, который, по разным данным, собрал от 7.5 до 12 тысяч человек. Народ недоволен, рунет сломан, люди теряют деньги и обвиняют Роскомнадзор.

Как это произошло, кто пострадал, что об этом думают в стране — мы собрали всё в одном материале.

Противостояние Роскомнадзора и Telegram длится уже третий год, моментами затихая, моментами вспыхивая. За это время пресс-службы не раз обменялись оскорблениями и обвинениями. Поэтому для начала мы решили вспомнить, как развивались события с самого начала истории до сегодняшнего дня.

Кто пострадал?

16 апреля «Роскомнадзор» начал ковровыми бомбардировками блокировать Telegram. Разумеется, эти действия сказались на работе сайтов компаний, предприятий и сервисов. В первую очередь, от действий Роскомнадзора пострадали именно те, кто использует интернет для работы. Ниже вы можете посмотреть на неполный список пострадавших.

Руководитель международной правозащитной организации «Агора» Павел Чиков сообщал о 150 сервисах, которые обратились за юридической помощью. Их работа могла быть ограничена из-за блокировки IP-адресов Роскомнадзором. Под раздачу попали корпоративный мессенджер Slack, мессенджер Viber, возникли проблемы с доступом к облачным сервисам, YouTube, Google Chrome и его сервисам. Все компании, которые использовали эти инструменты, оказались в незавидном положении. Уже спустя пару часов несколько интернет-порталов сообщали о возникших трудностях.

Проекты венчурного фонда Impulse VC и платформа для инвестиций Tezis столкнулись с проблемами в работе своих сайтов. Курьерской службе «Птичка», которая в том числе работает в Петербурге, потребовалось около шести часов, чтобы исправить неполадки. Со схожими трудностями столкнулась ещё одна курьерская служба — СДЭК. Еще перебои были у Gett, а дилеры Volvo жаловались, что они не могут  провести техобслуживание и диагностику. Кроме того, Роскомнадзор заблокировал VPN-сервисы компании «Велогород», которые обслуживают станции велопроката.

Под удар попали и интернет-магазины. Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов сообщил, что в связи с этой проблемой к нему обратились девять компаний. Предприниматели решили не раскрывать своих имён из опасения, что огласка принесёт дополнительный ущерб. Тяжело пришлось многим порталам и сервисам: по данным vc.ru, от 1 до 30 миллионов рублей из-за проблем с доступом к сайту могла потерять онлайн-школа английского языка Skyeng.

Несладко пришлось любителям музыки и компьютерных игр — музыкальный сервис Spotify, который официально не присутствует в России, оказался недоступен даже с VPN. Игроки не смогли подключиться к серверам некоторых проектов: Guild Wars 2, Vainglory, Guns of Boom, Splatoon 2, играм компании Wargaming и многих других. Сообщали о проблемах с подключением к Steam и PSN. С трудностями столкнулся даже сервис заметок Evernote, пользователи которого жаловались на неработающую синхронизацию.

Как на это реагировали?

Общественность отреагировала очень быстро. Почти сразу же в крупных новостных изданиях вышли сначала подборки с реакцией людей в соцсетях, а потом и редакторские колонки. Например, «Медуза» отреагировала на судебное заседание материалом, в котором называла Telegram национальным достоянием, а его блокировку — ударом по российской экономике и будущему. После волны сообщений о неработающих сайтах главный редактор TJournal Никита Лихачёв призывал смотреть правде в глаза и признать, что рунет сломан.

У премьер-министра Дмитрия Медведева просят помощи учёные из совета Общества научных работников.

«Тот вред, который нанесли действия этого ведомства российской науке и образованию, а значит, и всему обществу, никак не может быть оправдан необходимостью исполнения судебного решения в отношении одной частной компании», — считают учёные.

Их поддержал ректор ИТМО Владимир Васильев, который обратился к советнику президента Герману Клименко из-за проблем, возникших при проведении научных работ. Сотрудники вуза не могут получить доступ к издательской системе Evise и обмениваться файлами по многочисленным международным исследовательским проектам. Размещённый на платформе edX онлайн-курс Университета ИТМО «Как побеждать на олимпиадах по программированию: секреты чемпионов» тоже стал недоступен.

«От лица моих коллег, представителей научно-образовательного сообщества, прошу Вас вмешаться в действия данного ведомства и в ближайшее время обеспечить восстановление доступа сотрудников российских научно-образовательных учреждений к необходимым им сервисам, пострадавшим в результате действий Роскомнадзора, дабы предотвратить катастрофические последствия сложившейся ситуации для будущего России», — говорится в обращении ректора ИТМО.

Не остаются в стороне и предприниматели. «Бумага» рассказывает, как пострадали компании из Петербурга, а представители бизнеса из других российских городов делятся своими мыслями в соцсетях: «Это реально миллионы рублей убытков каждый день»,- пишет Управляющий партнёр венчурного фонда Impulse VC Кирилл Белов о трудностях, с которыми столкнулись портфельные проекты и другие сервисы:

«Государственная служба Роскомнадзор на мои деньги налогоплательщика усложнила работу десятка наших портфельных проектов, среди пострадавших «Периодика пресс» и Retail Rocket. Потери несёт весь малый и средний бизнес, хоть как-то связанный с технологиями, и все его клиенты. Чиновники впервые показали хипстерам от технологий и малому бизнесу, что теперь не только физические поборы процветать будут, но и виртуальные риски есть. Расцветает предпринимательство в стране!»

По мнению Flexxby, из-за беспорядочных действий РКН пострадало около 400 российских организаций, использующих Google и Amazon. По их данным, потенциальные убытки российских компаний могут достигать $1 млрд. Гендиректор Flexbby Андрей Прокофьев предложил интернет-омбудсмену Дмитрию Мариничеву разработать способы решения сложившейся ситуации и помочь пострадавшим от действий Роскомнадзора.

Но не все настроены так мирно. 27 апреля российский бизнесмен Александр Вихарев стал первым, кто подал иск к Роскомнадзору, оценив ущерб своей компании в 5 млн. рублей. «Тасс» приводит цитату из заявления Вихарева:

«…был нанесён крупный ущерб в связи с невозможностью пользователей зарегистрироваться на платформе <…> и получить доступ к объектам инвестирования. Кроме того, ограничения нарушили пропускную способность самой компании, из-за чего она понесла потери в размере 5 млн рублей».

Подобной ситуацией озабочены в Европе — 30 апреля представитель ОБСЕ по свободе СМИ Арлем Дезир во второй раз призвал российские власти пересмотреть решение о блокировке Telegram. «Я разделяю обеспокоенность многих организаций гражданского общества по поводу [блокировки] Telegram и других угроз свободе интернета в России. И я напоминаю о моем заявлении, в котором я просил власти пересмотреть эту ограничительную меру и продвигать свободную, независимую и разностороннюю коммуникационную среду», — передаёт его слова «РИА Новости».

В этот понедельник в Москве на проспекте Сахарова прошёл первый митинг против блокировки мессенджера в России. По разным подсчетам, он от 7.5 до 12 тысячи человек. Сегодня гораздо меньший по численности митинг прошёл в Петербурге: всего 200 человек. Судить о том, повлияют ли на что-то эти шествия, говорить ещё рано, но можно с уверенностью сказать — реакцию такого количества людей по всей стране сложно будет не заметить.

 

Роман Лешко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *