Еще десять лет назад в Петербурге были скудно представлены магазины и бренды, которые придерживались бы гуманного и этичного производства. Но времена меняются, а к светлому будущему нас приближает не только Илон Маск. Есть идейные ребята, которые в одиночку борются против масс-маркетов, практикующих рабский труд и тестирование продуктов на животных.

Этичное производство и потребление – части одной системы, в которой первое напрямую зависит от второго. И чем больше людей публично отказываются от покупок вещей, созданных неэтичным способом, тем быстрее индустрия развивается в сторону более гуманного производства товаров. Например, сейчас в Петербурге спокойно можно купить не только обувь и одежду, сшитую без рабского труда и насилия над животными, но даже презервативы, созданные без использования казеина (молочный белок), что еще несколько лет назад казалось лишь несбыточной мечтой веганов-аболиционистов.

Потому что пока одни, чтобы оправдать себя, повторяют «от меня ничего не зависит», другие, преодолевая все препятствия и сложности, создают вещи, которые не стыдно носить. Медленно, но уверенно развивается сфера этичного локального производства, а одежда становится площадкой для высказывания своей позиции, поэтому марки и бренды используют ее как способ донести до общества свою либеральную повестку.

О том, тяжело ли физически и морально дается такое производство, лучше всех знают люди, которые им занимаются. И речь пойдет не о брендах вроде «Mac», которые позиционируют себя как «cruelty-free», а потом переходят на рынок в Китай, где продукция в любом случае будет протестирована на животных. И не о масс-маркетах с их принтами про феминизм и уважение к людям на одежде, которую шьют женщины и дети за копейки и в ужасных условиях где-нибудь в Бангладеше. Здесь речь пойдет о по-настоящему этичных продуктах и вещах, которые местные неравнодушные ребята производят сами или привозят в Россию из Европы, пытаясь показать своим примером, что перемены зависят от каждого из нас.

 

Мастерская Июль – набирающая популярность независимая марка поясных сумок и рюкзаков. Создательница мастерской Юля начинала с маленького ателье по пошиву и ремонту одежды два года назад. А позже это переросло в бренд, который изначально создавался как феминистский, ЛГБТ+ дружелюбный и использующий только этичные материалы.

По словам Юли, такая концепция  продолжением ее жизненной позиции и ее самой: «Это мои взгляды, и я рада, что могу не отделять их от своего дела, а, наоборот, продвигать их с помощью поддержки женских начинаний, бодипозитивных фотосессий, текстов и постов на социальную тематику».

«Думай глобально, делай локально. Изменения к лучшему малы, но они есть. В моем окружении было много случаев, когда люди, ранее не заинтересованные в разумном потреблении, постепенно переходили к более этичному и осознанному образу жизни». — Юля уверена, что именно маленькие проекты постепенно меняют наш мир.

 

Магазин средств личной гигиены и контрацепции Vegan Little Secret с потрясающим слоганом «Будь веганом до конца», в котором продают экологичную интимную продукцию, не содержащую следов насилия над животными. Тут можно найти презервативы, созданные без использования казеина, лубриканты без продуктов животного происхождения, и еще множество предметов, которыми пользуемся, но почему-то о них не говорим.

Обувной магазин Anima Shoes

Неравнодушная команда вручную шьет обувь из экокожи, экомеха, текстиля и синтетического клея. Проект, конечно, не претендует на конкуренцию с масс-маркетами из-за огромного количества вторых, но представляет собой гуманную и достойную им альтернативу.

Магазин существует с 2015 года и без сложностей в создании не обошлось: «На начальном этапе были проблемы с поиском производителей и материалов. Экспериментальным путем мы придумали концепцию, исследовали рынок и пришли к тому, что есть сейчас. Теперь в нашей команде шесть человек – два организатора и четыре мастера. А покупателей намного больше, чем раньше» – говорят руководительницы Anima Shoes Анна Кравиц и Юлия Ботух.

Они не отрицают, что такое производство обуви затратнее, и в России спрос небольшой: «В мире количество заинтересованных в этичном производстве людей растет каждый день. Но с Россией все не так просто, поэтому наш покупатель пока скорее исключение, чем правило. Но мы все равно продолжаем, потому что покупателей становится больше и это нас мотивирует как ничто другое».

 

narvskayadostava – самый известный феминистский бренд в России, уже попавший на страницы Vogue. Вы, наверняка, хоть раз встречали на улицах Петербурга девушек с авоськой «F is for feminism» – вот, их и делают девушки из narvskayadostava. До создания бренда Лёля Нордик и Оля Шаповалова были знакомы около десяти лет, вместе побывав везде: и на Уделке в поисках необычной одежды, и на диджейских тусовках, и на феминистских митингах. В один момент они поняли:«нужно популяризировать наши взгляды, а не вариться в собственном соку» – так и появилась марка narvskayadostava.

Вещи от narvskayadostava популярны за рубежом. Очень много заказов девушкам приходит из Германии, Австралии и США. Они сами говорят, что важнее ребята из России, ведь мы пытаемся изменить что-то в головах людей здесь.

Одежда – лучшая площадка для манифестов и самовыражения, и narvskayadostava это прекрасно понимает. Оля и Лёля создают футболки с принтами, за которыми стоит нечто большее, чем просто яркие надписи. Перерисованное под логотип марки «Thrasher» слово «Feminist» как попытка сыронизировать над сексизмом и мачизмом в скейтборд-культуре, принт «Menstruation kill em all», напечатанный фирменным шрифтом группы Metallica как протест против стереотипа о том, что тяжелая музыка «не девчачья». Девушки выражают позицию и популяризируют феминизм не только через одежду, но и помогают фем-движению материально, перечисляя часть средств от продажи тех самых авосек в кризисный центр для женщин «Сестры».

 

Green Wave — это российский аналог Lush, но без гей-пары в рекламной кампании и с меньшим ассортиментом товаров, зато с похожим подходом к производству и внешнему виду упаковок. Ребята действуют как мануфактура в Санкт-Петербурге по производству уходовой косметики и создают твердые шампуни, маски для волос, лосьоны для тела, восстанавливающие мази. Здесь только растительные, безопасные ингредиенты, настоящая пенная любовь и никаких тестов над животными.

Но и это далеко не все: неравнодушные к окружающему миру люди уже давно открыли магазины, например, Veganika и Vegan Bunker, в которых можно купить любую бытовую мелочь: от мусорных пакетов до зубной пасты и стирального порошка. Только эти пакеты не будут разлагаться в земле в течение десятков лет, выделяя в атмосферу токсичные вещества. А в моющих средствах и порошках нет фосфатов, которые приводят к вымиранию обитателей водоемов.

И такие проекты появляются каждый день и представлены почти во всех отраслях. Каждый может начать отдавать предпочтение и самое главное – свои деньги им, а не абстрактным промышленникам. Увы, индустрия, которая формировалась сотни лет, не может моментально перейти на этичное производство. Но поменять собственные потребительские привычки может любой человек. И рано или поздно у индустрии просто не будет выбора – ей придется подстраиваться.

 

Полина Агеева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *