(Спойлер: никак)
Здравствуй, поэт! Ты хочешь стать знаменитым? Тогда тебе сюда. Немедленно дадим первый и самый важный совет: перестань писать и иди работать.
На самом деле мы, конечно, шутим. У каждого своё призвание. Сарказм в адрес поэтов обусловлен тем, что поэтов сейчас очень много. В каком-то роде мы сейчас переживаем нечто вроде нового Серебряного века благодаря интернету и соцсетям. Сто лет назад поэту приходилось сильно потрудиться, чтобы донести своё слово до читателя. Чаще всего приходилось писать в стол. Теперь же каждый имеет возможность познакомить со своим творчеством неограниченный круг читателей.
Отсюда две новости – хорошая и плохая. Плохая новость: поэтов слишком много. Пробиться к известности, не затерявшись в десятках тысяч пишущих граждан, трудно. А хорошая новость – в том, что благодаря современным технологиям вы можете стать известным поэтом, почти не отрывая задницу от кресла. Почти. Если, конечно, у вас хорошие стихи. Если плохие – тоже можете, но лучше не надо.
Другой вопрос – подумайте, зачем вам это нужно. Творчество – это своего рода договор с дьяволом. Будьте готовы к тому, что если вы всерьёз (подчёркиваю, всерьёз) займётесь творчеством, ваша жизнь с большой степенью вероятности пойдёт наперекосяк. И не вздумайте обвинять в этом поэзию: виноваты будете вы, потому что именно так расставили приоритеты. Когда говорят, что поэты «не от мира сего» или «не умеют жить», подразумевается обычно именно это. Вам понравится драма. Вы захотите всегда быть на острие. Эмоции станут топливом для вашего творчества.
Разумеется, это бывает далеко не всегда, и есть авторы, которые смогли с этим справиться или избежать. Но к этому нужно быть готовым.
Итак, вы готовы?
Так вот, ваши стихи – отстой.
Поздравляем, вы прошли первое условное испытание условной критикой. Далее мы будем исходить из того факта, что ваши стихи – не отстой. В самом деле, отличные у вас стихи, вы молодец. Гладим по головке.
На самом деле для того, чтобы продолжать расти в творчестве, нужно время от времени говорить себе, что ваши стихи – отстой. Даже если вы сами страшно тащитесь от них (кстати, очень хорошо, если так). Это помогает немного иначе взглянуть на ситуацию и, возможно, нащупать какие-то новые интересные пути.
Но ближе к делу. Вы хотите снискать славу? Вперёд! «Луна» поговорила с известными петербургскими поэтами и задала им три волнительных вопроса: как стать знаменитым, как не умереть от критики и зачем вообще всё это надо.
Как стать знаменитым?
О том, как начать продвигаться — у меня есть на эту тему статья. Оп, волшебство, вот она. А если вкратце — два пути. С баблом и без. Бабло позволяет донести ваши тексты сразу до тех, кому они должны нравиться (рекламой).
В отсутствие денег надеемся на сарафанное радио. Но, допустим, денег у нас нет, а славы хочется.
1. Это не рок-музыка. Популярность не завоевывается на сцене. Нет никакого смысла ныть, что вы живете в Мухославске, и какая уж тут поэзия. Если есть интернет, не так важно, откуда вы пишете.
2. Да, надо заводить паблик или аналог в другой социальной сети, где есть понятие «репоста» и подписки. Я начинал с ЖЖ. Постоянно его вести.
3. Рекламироваться стоит в каком-то месте, устроенном примерно как Пикабу (но не Пикабу). То есть — одна большая лента, которую читают тысячи. Если действительно хорошо пишете, ваши произведения сами себя пропиарят. Единственное — придётся бросить привычку презирать массового читателя. Мол, «я так элитарно пишу, быдлу не понять». О вас должны рассказывать друг другу самые обычные люди. Или вооружайтесь баблом и доносите напрямую до избранных.
4. Знакомиться с людьми. Ничего не бояться. Сложно только начать, потом втянетесь.
Как не умереть от критики?
Критика — это когда критик старается помочь автору стать лучше. Грамотная критика всегда тактична. Соответственно «твои стихи ужасны» — точно не было критикой.
Если вы не чувствуете, что вам пытаются помочь — значит, человек самоутверждается. Простите ему и идите дальше.
Зачем это всё?
Если вы идёте в поэзию за деньгами – ничего не выйдет. Если вы за самосовершенствованием — пожалуй. Если за славой… Ну, может повезти. Но имейте в виду, что ради неё вам придется освоить: видеомонтаж, базовый свет, съёмку, фотографию, запись и сведение звука, фотошоп, вегас, кучу рекламных инструментов, пиар, авторское право, сценическое движение, работу с микрофоном, редактуру, корректуру, вычитку, верстку, стилистику, журналистику, базовый html, основы профессии звукорежиссера, режиссера-постановщика, оператора, ведущего, бизнесмена, психолога и блогера. Если не покроете хотя бы 70% списка, вы не конкурентоспособны.
Надо постоянно писать, забить на свою интровертность, следить за СМИ, трендами, постоянно быть онлайн и все время учиться.
А в итоге менее популярные коллеги будут говорить, что вас протащили через постель, вы зазнались, получили всё на блюдечке с голубой каемочкой и вообще, вероятно, гей. А читают вас только похотливые школьницы. Ну, вперёд, к вершинам!
(Да не, вообще-то быть известным круто. Но не ради самой известности, а ради осознания, что ты действительно изменил чьи-то жизни к лучшему).
Как стать знаменитым?
Без паблика в хотя бы одной из популярных соцсетей не обойтись никак: иначе, если ты не вкладываешься в вирусное распространение другими способами, тебя будет читать только мама (что прекрасно, но не всегда достаточно). Рекомендую зайти на странички популярных сетевых поэтов, особенно тех, которые сильнее всего раздражают. Как правило, именно там можно найти анонсы мероприятий для молодых авторов, приглашения в лито и на слэмы. Подружись с художниками, пусть рисуют по твоим текстам картинки. Сними себя на видео, выложи везде. Повтори. После визитов на пару мероприятий и заведения пары десятков знакомств можно успешно делать вид, что ты был в этой отрасли всегда. Тебе поверят и в следующий раз уже позовут куда-нибудь лично!
Как не умереть от критики
Мало кто из поэтов хочет попасть в учебники, большинство любят тусовку, и в этом нет ничего плохого! Тем не менее страшно обидно, когда тебе говорят: ты не только в учебники не попадешь, но даже за деньги в сборник — братскую могилу из ста авторов (такие предложения поэтам поступают регулярно, не поддавайся). Позлись на этого подонка! Остынь, перечитай, проверь, не прав ли он. Затаи злобу на всю жизнь и пиши лучше. А стреляться не надо: Маяковский от этого умер, а Роскомнадзор не одобряет.
Зачем это всё
У поэзии есть неочевидный бонус: ты как бы творческий человек (тм), но можешь не тратиться на холсты и краски (как живописец) или на аппаратуру и студии (как музыкант). Всё, что нужно: приличные (или неприличные, ха-ха) тексты, отличная от уровня плинтуса харизма и всего-навсего много работы над тем, чтобы тебя не забывали потенциальные читатели.
Как стать знаменитым?
Не могу назвать себя мегараскрученным поэтом, но как минимум надо завести паблик или группу, с которой регулярно работать: публиковать новые произведения, репостить друзей, репостить объявления о собственных выступлениях… Выступать обязательно, знакомиться с коллегами по цеху. Вписываться на различные фестивали, на ту же «Поэзию улиц» (проходит ориентировочно в конце мая) или на чемпионат поэзии им. Маяковского (начинается осенью).
Как не умереть от критики?
На критику нужно реагировать конструктивно. Если ты, юный поэт, адекватно оцениваешь свои силы, то тебя критикой никто не испугает. Даже если тебе говорят, что твои стихи ужасны, не нужно сразу стреляться, лучше попробовать понять, почему тебе это сказали — может быть, стихи и правда ужасны, а может быть «критик» просто решил посамоутверждаться.
Зачем это всё?
Стоит ли оно того и если ли смысл? Зависит от цели, которую ставит перед собой автор. Если автор ставит себе целью научиться хорошо писать, то русская литература будет ему благодарна. А уж надо ли это каждому конкретному человеку — пусть сами решают. Я считаю, что надо.
Александр Пелевин
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.