Пошумите, пожалуйста. Главные проблемы русского баттл-рэпа

17:52, 15.01.2018


Баттл-рэп основательно вошел в медиапространство. Баттлы Оксимирона обсуждают на телевидении. Гнойный на пару с Киркоровым сидит в жюри музыкального шоу на СТС. Депутаты выпускают пародийные мультфильмы и баттлят картонную фигуру Навального. Тина Канделаки хвастает мерчем «Антихайпа» и желает выступить на VERSUS.

Собственно, именно VERSUS – виновник всей этой информационной шумихи. Самая популярная баттл-площадка страны уже не первый год штампует контент и локальные мемы. И с каждым годом продолжает скатываться все ниже и ниже. Забыть текст, как совсем недавно случилось с MC No Limit – ещё полбеды.

Примечание: Во всех видео, представленных в этом материале, звучит ненормативная лексика. Если для вас это неприемлемо, лучше почитайте про фильмы и сериалы, которые нас ждут в 2018 году.

Еще одно примечание: мы будем много занудствовать и придираться. А ещё в материале один раз встречается слово «хайп». Простите нас за это.


Как сейчас помню – я, новоиспеченный второкурсник, сижу в общежитии солнечным днем первого сентября 2013 года. На торжественную «линейку» в университете я не пошел (что я, перваш что ли?) и проводил время за просмотром роликов на YouTube, попивая кофе.

И случайно наткнулся на видео «VERSUS #1: Гарри Топор VS Billy Milligan». С этого и началось мое увлечение баттлами. Слава богу, исключительно в качестве зрителя.

Прошло почти пять лет, и VERSUS разросся из местечковой тусовочки до глобального всероссийского явления. Они – в авангарде российского баттл-рэпа, который в первую очередь ассоциируется именно с этой лигой. Это повлияло на бюджет площадки – у них появились крупные рекламодатели, прекрасное качество съемки и даже гонорары выступающим (с недавнего времени – 70 тыс рублей за баттл, вне зависимости от результата). Но с появлением денег площадка перестала замечать свои существенные минусы.

Но обо всем по порядку.

Отвратительная подготовка МС

Оставим сейчас рассуждение о качестве панчей (ударных строк). Артистичность подачи, целостность и оригинальность образа, умение «деконструировать образ врага» тоже отложим серьезным аналитикам и самим баттл-рэперам. Даже человеку, который поверхностно знаком с баттлами, понятно, что важнейшее условие успешной словесной баталии – вызубренный до последней буквы текст.

VERSUS страдает этим сильнее, чем восьмиклассник – от неразделенной любви.

Даже в самом первом баттле в истории площадки (см. выше) Billy Milligan умудрился забыть текст, после чего неловко зачитывал строчки, глядя в смартфон. Выглядело это комично и по-испански стыдно. Стало понятно, что раз уж такой позор случился на старте, то и в дальнейшем зрители будут не раз наблюдать, как участники резко останавливаются, мямлят и просят «пошуметь». А в особо клинических случаях – начинают неумело фристайлить, придумывая на ходу какую-то нескладную чепуху. И это, черт побери, повторилось уже в третьем выпуске, где на VERSUS впервые выступал Оксимирон. Против Крип-А-Крипа.

В дальнейшем такой практики придерживался CZAR, наклепав тем самым кучу добротных мемов. В финальном выпуске второго сезона Саша Скул решил перестраховаться, и просто читал текст по бумажке. Читал, однако, харизматично (с банкой чего-то алкогольного в руке), и выглядело это более-менее.

Однако самым забывчивым МС на VERSUS стал Млечный, впервые появившийся во втором сезоне VERSUS Fresh Blood (FB) – специальной лиги для новичков. Практически в каждом баттле текст вылетал у него из головы, после чего он начинал прыгать вокруг своей оси.

Млечный (справа)

Возможно, это некая секретная методика по борьбе со склерозом – мы не знаем. Знаем лишь, что его забывчивость и эти самые прыжки не обыграл на баттлах разве что ленивый. Добравшись-таки до основной лиги, Млечный выступил там два раза (один раз – под бит), и оба раза снова продемонстрировал чудеса забывчивости. После чего с легкой душой был выгнан мокрыми тряпками на мороз.

Мы считаем, что за забытый текст нужно автоматически отдавать победу сопернику, а самого склеротика вышвыривать из турнирной таблицы или дисквалифицировать как минимум на полгода. Ибо это совсем не дело. Написать отличные раунды гораздо сложнее, чем выучить. Что уж говорить о смысле, красоте двойных рифм и подаче, если выступающий не справляется с элементарными вещами, которые одиннадцать лет практиковались на школьных уроках литературы.

Почти половина VERSUS – это участники других лиг

На знаменитом баттле Оксимирона против Гнойного первый долго распинался по поводу элитарности VERSUS. Мол, у них лучшие из лучших, и вообще всякие там другие лиги вроде SLOVO и SLOVOSpb им и в подметки не годятся. Нет, он, конечно, упрекнул (вполне, кстати, ожидаемо) главу VERSUS Ресторатора в том, что в последнее время стало хуже. Но сделал это довольно мягко. И лаконично.

Особо запомнился момент, когда Ресторатор по просьбе Оксимирона громогласно завершил его фразу «Школа SLOVO – самая слабая площадка в стране». SLOVO – это еще одна российская баттл-лига. Зародилась она в Краснодаре, поползла по СНГ, а в какой-то момент петербургский филиал со скандалом отделился и стал самостоятельной лигой SLOVOSpb. Подробнее конфликт раскрывается в баттле Хайда (основатель SLOVO) и Чейни (участник, ведущий, а впоследствии основатель SLOVOSpb).

Очевидно, что Ресторатор своим перформансом на батлле Оксимирона отделяет свое детище от других лиг. Однако стоит вспомнить забавную тенденцию.

В марте 2014 года стартовал первый сезон лиги VERSUS FB, и из двенадцати участников турнирной таблицы двое – Woodbacker и Niggarex – были участниками различных филиалов SLOVO. Во втором сезоне, начавшемся в ноябре 2015 года, участвовало восемь МС. Половина из них – Букер Д. Фред, Narek, Млечный (не забыли?) и Хип-хоп одинокой старухи – были участниками того же SLOVO.

Все зашло еще дальше в январе 2017 года, когда из восьми участников третьего сезона шестеро (!) были выходцами – откуда бы вы думали? – правильно, со SLOVO. Перечислять их было бы уже довольно утомительно, так что обойдемся. Таким образом, из 28 участников трех сезонов 12 были выходцами со SLOVO. А это почти 43%.

Мы видим, как с каждым годом SLOVO постепенно захватывает VERSUS, а тот в свою очередь, кажется, не способен отыскать на просторах необъятной страны достойных баттл-МС, которые до этого нигде не выступали. В первом сезоне себя прекрасно показали новички Эрнесто Заткнитесь, Alphavite, Lodoss и Redo. И мы рады, что их баттловая история перетекла во вполне успешную музыкальную карьеру. За участниками последующих сезонов такого почти не наблюдается.

В интервью Юрию Дудю Ресторатор на вопрос о трёх лучших баттл-МС России назвал Оксимирона и Rickey F (второй сезон FB). Третьего не нашлось. Возможно, это из-за незнания Ресторатора о том, что происходит за пределами VERSUS. Или из-за нежелания признавать, что там тоже есть талантливые ребята. Например, в малоизвестной баттл-лиге RBL.

Договорные матчи и блогеры

Известность VERSUS повлекла за собой еще один весомый недостаток, сильно ударивший по качеству и репутации площадки. На волне небывалого успеха и – простите – хайпа на VERSUS стали поглядывать люди со стороны, желающие отхватить себе кусок пирога. Первым таким случаем стал баттл Дуни против некоего Кореша. Странный персонаж в зеленой маске, которого до этого никто никогда не видел, брызгал во все стороны наигранным позитивом, не матерился (Дуня, как ни странно, тоже), а в итоге еще и выиграл. Проницательные зрители потом поняли, что Кореш – элемент рекламной компании марки пива. Такого, тоже на букву «К».

Далее в VERSUS полезли блогеры. «Стендап-комику, алкоголику» Юрию Хованскому, видимо, стало тесно в роли постоянного судьи баттлов, и он решил выяснить отношения с блогером Дмитрием Лариным на родной площадке.

Да, Хованский в итоге сделал довольно неплохое шоу – большое спасибо ребятам, которые написали ему текст. Однако стало ясно, что это – серьезное начало конца, и теперь на VERSUS будут конфликтовать все, кому не лень. Что, собственно, и произошло через некоторое время, когда Дмитрий Ларин во второй раз с позором проиграл – на этот раз под бит блогеру Эльдару Джарахову.

Рекордные просмотры от трех аудиторий капают, рекламодатели несут деньги, а шумиха не утихает – прелестно. Так, вероятно, думал Ресторатор, и увидели бы мы еще не один баттл блогеров, шоуменов, актеров, певцов и балетных танцоров, но когда в дело вступила Тина Канделаки, основатель шоу дал заднюю.

Шутки ради Млечный (все еще не забыли?) вызвал на баттл генерального продюсера телеканала «Матч ТВ», а та и согласилась. Осознав, что все это превращается в паноптикум, Ресторатор грозно заявил, что подобного цирка «у себя дома» не потерпит. О цирке вроде баттла Lil Dik (комик Сережа Мезенцев) против Сявы (надеемся, вы не знаете, кто это) он не упомянул. Это, наверно, другое, это разрешено, это потерпит.

Некомпетентные судьи

И напоследок – пару слов о тех, кто всем этим баттлам выносит вердикт, определяя победителя. Тот же Хованский, несмотря на свою одиозность, практически всегда стремится аргументировать свое решение, и видно, что парень пытается разобраться в правилах игры. Неумело, но пытается.

Больше хочется сказать о людях, которые никаким образом к рэп-тусовке не причастны, но с какого-то ляда числятся в жюри. За все время там побывали: ударник [AMATORY] Даня Светлов, писатель Илья Стогов, кинокритик всея рунета Евгений Баженов, гитарист Animal Jazz Евгений Ряховский, экстрасенс Наталья Бантеева, комик Руслан Белый и другие.

Не спорим, мнение человека со стороны, может быть, и ценно в данной ситуации. Но не в том случае, когда судья лопочет что-то вроде «ну, я вообще в этом не разбираюсь, поэтому пусть будет парень слева». А так в большинстве случаев, увы, и происходит.


VERSUS нужно пересмотреть некоторые аспекты своей работы. Жестко фильтровать участников и контролировать их подготовку к выступлению. Пускать в бар 1703 не только исключительно своих, но тех «своих», которые готовы шуметь и живо реагировать на происходящее, а не стоять на фоне безмолвной деревянной декорацией. Перестать гнаться за просмотрами, рейтингами и бюджетами в ущерб увлеченности и преданности. Так, как это делает незаслуженно малоизвестная лига RBL, где каждый баттл – крепкое, зрелищное событие. Возможно, в четвертом сезоне FB мы увидим качественные изменения – благо в это дело ввязался сам Оксимирон, главный и единственный предмет гордости самой популярной (и самой слабой) площадки в стране.

Виталий Балашов