В Петербурге появились долгожданные велодорожки, но в первые дни работы они устроили далеко не всех. Разочарованные велосипедисты даже устроили акцию с вантузами. «Луна» решила с риском для жизни самостоятельно проверить, как дорожки работают теперь. Оказывается, несмотря на опасные моменты, всё не так плохо.


В середине июня в центре Петербурга и на Петроградке стали появляться велодорожки. Казалось, мечты велосипедистов начинают сбываться: Смольный наконец-то обратил внимание на их нужды. Но выяснилось, что до урбанистического рая, где велосипедисты не будут мешать прохожим и одновременно с тем не подвергнут свою жизнь риску, ещё далеко. В первые дни работы велодорожек выяснилось, что автомобилисты их попросту не замечают. Велосипедисты даже решили устроить несколько акций, огородив велодорожки от проезжей части вантузами.

Но оценить удобство велодорожки можно только на собственном опыте. В понедельник утром, несмотря на приближающийся дождь, «Луна» отважилась выбраться на небольшую велопрогулку по Петроградской стороне.

Несмотря на всю критику проекта со стороны велосипедистов, стоит признать, что даже небольшая сеть велодорожек общей протяжённостью около 32 километров – грандиозный шаг города в сторону благоустройства и удобства для горожан.

Конечно, за неделю все автомобилисты не пересели на велосипеды, но наметилась позитивная тенденция: крутить педали на дороге общего пользования уже не так страшно.

Для поездки мы решили арендовать самый доступный, как нам показалось, велосипед из городского проката «Велогород». Он заслуживает отдельного текста: на поиск ушло более 20 минут разъездов по городу на автомобиле.

Например, около метро «Чкаловская» стояли два железных коня, но станция не была подключена к сети и отдавать велосипед отказалась. В двух других точках просто не было свободных велосипедов. Ближайший пункт, отмеченный на карте, был около дельфинария.

Приложение обещало два велосипеда, один из которых оказался заблокированным по техническим причинам. На другом был сломан передний тормоз, отсутствовал задний световой сигнал, а руль люфтил, но мы отважились прокатиться на нем, а потому этот текст написан с риском для жизни. Кстати, на поиск парковки для машины ушло намного меньше времени, чем на аренду велосипеда.

Во время поездки по выделенной полосе мы заметили, что большинство водителей понимающе относятся к велосипедистам: никто не прижимает к обочине, не сигналит, не материт и даже стараются не обливать из лужи. На перекрестках сложнее: при повороте направо водители не понимают, у кого приоритет: одни нервничают и уступают, как иногда пешеходы на тротуаре, а другие мчатся наперерез.

Время от времени велодорожка прерывается остановками автобусов: два раза сотрудник «Луны» уворачивался от подъезжающих сзади желтых монстров на тротуар.

Важно, что почти везде дорожка расположена только на одной стороне улицы. Технически ПДД разрешают двигаться по ней в обе стороны, но ехать неприятно: всего в метре встречное движение, а ситуация на перекрестках становится еще сложнее. Пересекать большие перекрестки по дорожке, отмеченной красным цветом, страшно: автомобилист, успевающий проскочить на желтый свет, очень опасен.

Хуже всего ситуация около «Авроры». Здесь несколько экскурсионных автобусов спокойно стоят на аварийке, перегородив половину дорожки, по ней ходят туристы. Чуть дальше стоит фургон-такси с рекламой на боку, а еще через 200 метров разгружается грузовик, который привез оборудование для ресторана. Объезжать пришлось по левой полосе.

Сложно сказать, удобно ли построен сам маршрут: он проходит по Петроградской и Аптекарской набережным, есть дорожка и на Большой Зелениной. Это далеко не самый короткий маршрут с севера города в центр. При невысокой скорости велосипеда такой объезд может отнять слишком много времени.

С другой стороны, выжил бы велосипедист на Каменноостровском? Мы не стали это проверять, чтобы не попасть в сводки происшествий городских новостей.

Что радует, так это покрытие дорожек и разметка. Люки можно спокойно переехать, не сбавляя скорость, ям практически нет, а те, что есть, не отдаются острой болью в пятой точке.

Разметка хорошо видна и автомобилистам: сложные участки, например, выезды из дворов или перекрестки, отмечены ярким красным цветом. Стоит отметить, что велосипедистов на дорожке встретить сложно, многих предпочитают проехать более коротким маршрутом по тротуарам небольших улиц.

Но проблем хватает: до сих пор в правилах дорожного движения не прописано, как будут разъезжаться на перекрестках автомобили, едущие направо, и велосипедисты, направляющиеся прямо. А это грозит неприятностями.

Сейчас ситуация далека от идеала, но мы рады намеченной тенденции и уверены, что в следующем году велодорожки станут органичной частью городского движения. И если в первые дни велодорожки, пока к ним не успевали привыкнуть, действительно вызывали справедливые резкие нарекания от всех участников движения, то сейчас ситуация несколько выправилась. Хочется верить, что дальше будет лучше.


Справка:

В начале 2017 года правительство Петербурга сообщило о намерении построить в городе сеть велодорожек, протяжённость которых составит около 45 км. Дорожки должны пройти от метро «Крестовский остров» до набережной Карповки, по набережным Петроградке и по Фонтанке. Ещё один маршрут проляжет от Гражданского проспекта до Гренадерского моста, и ещё один — по проспекту Луначарского от Выборгского шоссе до улицы Руставели. Работы должны быть окончены к 30 октября. 

Текст, фото — Вадим Рыбкин