Ранее «Луна» рассказала, когда в Санкт-Петербурге появился первый трамвай, почему первое время электрическая тяга использовалась только на льду и как удалось увеличить провозную способность конки. До 1914 года трамвай успешно развивался, но с началом Первой мировой войны общественный транспорт стал приходить в упадок. Затем была ещё одна война, изоляция города и годы восстановления. Как трамвай существовал в этот сложный период и в каком состоянии он достался современной России?

Первая мировая война сильно повлияла на экономику страны: повышение цен на топливо и дефицит персонала привели к тому, что трамвай начал приходить в упадок. Если до начала Гражданской войны в городе было 29 маршрутов, то в конце 1918 года их было уже 9. После окончания войны началось восстановление: трамвайная сеть Санкт-Петербурга снова стала развиваться вплоть до 40-х годов: строили новые парки, подстанции и прокладывали маршруты. Но самое важное, что в 1927 году по улицам города поехал первый трамвай местного производства «МС» — до этого город закупал английские модели Brush. Новые трамваи были вместительнее и прочнее.

 

  • Трамвай на Литейном проспекте, 1977 год

Пассажиропоток постоянно увеличивался, и возникла потребность в трёхвагонных составах, а позже стали использовать и четырёхвагонные. Увеличение количества сцепленных вагонов всё ещё не позволяло обеспечить вместимость всех пассажиров, поэтому с 1933 года на линии стали выходить обновлённые трамваи ленинградского производства — серия «МА». В качестве образца наши конструкторы использовали американские вагоны Peter Witt. Конструкторов специально отправляли в США, чтобы те изучали устройство современных вагонов. Именно тогда стала использоваться центральная дверь в вагоне, которая позволяла быстрее осуществлять посадку и высадку на остановке.

К началу Второй мировой войны трамвайная сеть Санкт-Петербурга была самой большой в мире и насчитывала 42 маршрута, по которым ездило 1800 вагонов. Но война внесла свои коррективы: в 1941 году значительную часть мужского населения мобилизовали, и трамваи некому было обслуживать. В 1942 году из-за перебоев в электричестве нарушилось регулярное движение трамваев, и иногда движение электрического транспорта прекращалось полностью. В блокаду преимущественно использовали грузовые вагоны, а пассажирские переделывали для перевозки раненых. К 1943 году трамвайное движение постепенно возобновляли, на линию выходили новые маршруты, а в 1945 году в Санкт-Петербурге было уже 20 маршрутов и власти строили планы по дальнейшему развитию.

 

  • Блокада Ленинграда, 1942 год. К пассажирскому вагону прицеплен грузовой, куда скидывали снег во время уборки улиц.

С 50-х годов трамвайная сеть переживает реформы: маршруты убирают с центральных улиц. Движение трамваев прекратилось на Невском проспекте, на Большом проспекте П. С., Каменноостровском проспекте, Большом проспекте В. О., Большой Конюшенной улице и других магистральных улицах. В противовес километрам уничтожаемых путей в центре строились маршруты в новых районах. Суть реформы заключалась в том, что трамвай из магистрального транспорта превращался в подвозящий, то есть раньше на трамвае перемещались между районам города или с окраины в центр, а с 50-х на трамвае ездили из жилых районов до ближайших станций метро. За счёт активного строительства путей в новых районах в 80-х годах город насчитывал 67 маршрутов и стал рекордсменом по размеру трамвайной сети.

1994 год, по Владимирскому проспекту еще ходит трамвай.

После распада СССР резко сократилось финансирование трамвая. Пути и составы перестали ремонтироваться, интервалы движения увеличились. Вместе с этим в город пришла автомобилизация. Городские власти видели трамвай как неэффективный, шумный и громоздкий транспорт и отдавали приоритет автомобилям и маршруткам. Под предлогом экономии маршруты продолжали сокращаться. Трамвай стал постепенно разрушаться и становиться дефицитной отраслью городского управления.

Последние 20 лет трамвайная сеть не развивалась, за исключением запуска частной трамвайной сети в Невском районе. Это уникальный для России случай, когда строительство и обслуживание трамвайной линии осуществляется на деньги частных инвесторов. Сейчас «Чижик» готовят к запуску в Красногвардейском районе. И всё же на фоне масштабов города и растущей автомобилизации этого мало. Город очень неохотно выделяет деньги на развитие трамвайной сети, хотя продолжает закупать новые составы. Активисты пытаются привлечь внимание к значимости трамвая и предлагают свои проекты по его возвращению в центральные районы. Например, «Городские проекты» предложили свои проекты по возвращению трамвая на Литейный проспект и Дегтярный переулок, но власти города пока их не услышали.

 

  • Концепт возвращения трамвая на Литейный проспект. Источник: http://spb.city4people.ru

Трамвай долго был символом Петербурга и самым удобным, быстрым и надёжным видом наземного транспорта. Пережив две войны и несколько политических режимов, трамвай стал разрушаться с приходом автомобилизации и безразличия к развитию справедливого города. В то время как в странах Европы и США трамвай активно развивают, в Санкт-Петербурге чиновники похоронили этот вид транспорта и завистливо смотрят на Москву с её автомобильными развязками и хордами. Сможем ли мы вернуть почти исчезнувший символ Петербурга и самый экологически чистый вид наземного транспорта или будем надеяться, что дороги вместят всех желающих в комфортном личном автомобиле?

Артём Николаев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *