Итоги «Арт-проспекта»: как фестиваль паблик-арта наследил в городском ландшафте

В воскресенье в Петербурге завершился крупнейший ежегодный фестиваль паблик-арта «Арт-проспект». Российские и зарубежные художники на протяжении четырех дней исследовали городскую среду при помощи различных форм творческого взаимодействия. Они бросали вызов устоявшимся представлениям о современном искусстве и привлекали местных жителей к участию в перформансах, мастер-классах, а также к созданию настенных росписей, интерактивных медиа инсталляций, и арт-объектов.

«Арт-проспект» проходил в Петербурге уже в пятый раз. Первые два года фестиваль осваивал дворы вокруг Литейного проспекта. Затем воздействию паблик-арта подверглась Петроградская сторона. В 2015 году художники перебрались в удаленный район около Лесотехнической академии. Сейчас творческой площадкой и трибуной для современного художественного высказывания стал Адмиралтейской округ с его очень неоднородным демографическим составом.

В системе со свертывающейся общественной жизнью современному искусству становится все труднее находить свое место в городском пространстве. Но за прошедшие пять лет художники, несмотря на конфликты с горожанами и чиновниками из-за своих практик, все-таки сумели сформировать формат публичного арт-высказывания: они транслируют свои идеи, деликатно вторгаясь в содержание повседневной городской жизни, используя средства современного искусства.

-kopiya

Художникам из России, США, Норвегии, Польши, Швейцарии и Финляндии предстояло работать над широкой темой — «Диалог». Они должны были ответить на вопросы о том, как городская среда воздействует на взаимоотношения людей, и что люди вообще знают друг о друге. Для ответа на эти вопросы художники подготовили около 30 различных проектов, представленных на множестве площадок.

«Луна» выбрала из них те, которым удалось наиболее точно исследовать местный контекст, определить и сформировать его эстетические, историко-культурные и социальные составляющие, а еще — оставить яркий и глубокий след в городском ландшафте.

 

Акция с критическим заплывом в акваторию Новой Голландии

На следующий день после окончания фестиваля «Арт-проспект» городские медиа активно освещали «выходку» художника Антона Make Польского. Он вместе с еще одним участником фестиваля провел акцию с заплывом на самодельном плоту во внутреннюю акваторию Новой Голландии. В громкоговоритель они кричали об «экскурсиях по рекам и каналам Петербурга», о «культурном урбанизме», а еще о «пивасе и квасе» (с которыми нельзя попасть на остров). Подготовку к акции и этапы сооружения recycle-плота художник подробно описал в собственном блоге «Партизанинг».

Своей акцией Make раскритиковал Новую Голландию за ее излишнюю регламентированность, а также за отсутствие у острова связи с жителями. Кроме того, художник выступил за «свободу» воды — одного из смысловых центров Петербурга: «Сегодня многочисленные каналы города не принадлежат обычным жителям, вид с них открыт только для туристов и немногих обеспеченных горожан. Этой акцией мы символически возвращаем воду себе и жителям».

 

Акция «Уличный торговец-искусствовед»

Еще одна резонансная акция художника Антона Make Польского – цикл искусствоведческих лекций для пользователей общественного транспорта. Пассажирам петербургской электрички и автобуса художник показывал «репродукции» картин художников Эрмитажа и других менее известных живописцев на листах в простом блокноте, а затем проводил аукцион, где можно было купить нарисованные пастелью копии. Все деньги шли на материалы местным художникам.

Аудио-инсталляция «Белый шум»

Звуковые инсталляции стали визитной карточкой и самым популярным жанром в программе пятого «Арт-проспекта». Проект Александра Шишкина-Хокусая расположился в Юсуповском Дворце на Мойке и предложил посетителям вслушаться в молчащие предметы окружающего мира — деревья, камни, землю, воздух – с тем, чтобы услышать тишину, которой так не хватает в условиях городской среды.

 

Аудио-инсталляция «Фонационные связи»

Другой автор – Никита Селезнев – тоже обратился к звуку как к самому эфемерному и одновременно самому навязчивому средству воздействия. В своей работе художник привлекает внимание к огромному обветшалому и выпавшему из поля зрения госструктур зданию ДК Связи, наделяя его голосом и давая ему возможность вступить в невербальный диалог с жителями города.

 

Интерактивная аудио-инсталляция «Слушая город»

Проект американской художественной группы LudiCity представлен шестью небольшими боксами, размещенными на территории фестиваля. Эти боксы — своеобразные альбомы, содержащие звуковое описание определенных исторических моментов Петербурга. Вставив наушники в специальный разъем, любой прохожий мог стать участником диалога с городом.

 

Видео-инсталляция «Соседи»

Художница Алена Терешко создала анимацию, которая проецировалась на фасад жилого дома на Галерной улице, 43. Видео – это результат знакомства автора с жильцами этого многоквартирного дома, которые поделились с ней историями о планировке, состоянии квартир и о взаимоотношениях с соседями.

 

Арт-объект «Собака»

Известный петербургский художник, автор знаменитых пермских «красных человечков», желтого утенка в Парке Горького, крокодила на дизайн-заводе «Флакон» и «гоп-алфавита» Андрей Люблинский представил на фестивале свой очередной арт-объект. Металлическая конструкция в виде собаки с головой-камерой наружного наблюдения гармонично вписывается в городскую среду, вступая в диалог с прохожими, которые из объекта наблюдения невольно превращаются в наблюдателей.

 

Граффити «Карта»

Проект Анастасии Скворцовой знакомит горожан с местами, где можно приблизиться к современному искусству. В основу карты-граффити, появившейся на фасаде дома по адресу Набережная канала Грибоедова, 102, легла схема петербургского метрополитена, дополненная символами галерей, музеев и других городских арт-центров.

 

Граффити Untitled (Одуванчик)

Проект Untitled — это эксперимент художника Стаса Багса, заключавшийся в создании граффити на фасаде жилого дома, исходя из пожеланий жильцов. Такой подход позволяет рассмотреть граффити в качестве объекта социально-вовлеченного искусства, основанного на взаимодействии с локальным комьюнити. Опросив местных жителей, художник изобразил на брандмауэре пятиэтажного дома одуванчик. Выбор горожанами сорняка в качестве объекта изображения отлично иллюстрирует положение стрит-арта и отношение к нему в российском обществе.

 

Перформанс «Портрет с зеленой тумбочкой»

Швейцарский художник Никлаус Рюгг предлагал всем желающим сфотографироваться в передвижной сцене, курсировавшей между городских дворов. Самая важная деталь ее интерьера — обыкновенная тумбочка, выкрашенная зеленой краской. Получившиеся фотографии будут собраны в единый альбом, объединия таким образом дворы и их жителей в один общий дом.

27 сентября