#УмныйГород: как новые медиа меняют городское пространство

Каждый из нас уже не представляет своей жизни без смартфона с сотнями приложений, необходимых для жизни в большом городе. Навигатор, карты, расписания автобусов, мобильные кошельки, информация о пробках – все там. Мы перестали замечать границу между виртуальным и реальным. Это связь стала настолько хрупкой, что может показаться, словно так было всегда.

Город из статичного и замершего пространства превратился в подвижную текучую материю. Появление новых технологий оказывает сильнейшее влияние на восприятие человека, преобразуя его взгляд на повседневные вещи. В том числе и на городскую среду. И всего этого не могло бы произойти, если бы не развитие компьютерных сетей.

Со всеми и ни с кем

Cовременный город буквально окутан медиа, мы сталкиваемся с ними на каждом шагу. Типичный представитель городской культуры прошлого – человек, читающий газету за чашкой кофе, — нашел свое место в кафе и уже не способен оторвать глаз от ленты новостей в социальной сети.

Наушники позволили отключиться от уличной толпы, навигаторы избавили водителей от необходимости знания города, а всевозможные приложения сообщают нам о расположении достопримечательностей, ресторанов и музеев в любой точке любого мегаполиса.

В то же время с появлением App Store и Google Play человек обрел элемент небывалой спонтанности, свободы передвижения и проживания. Всего несколько касаний экрана отдаляют нас от бронирования гостиницы, аренды автомобиля или заказа столика в ресторане.

crowd-dances-silently-on-a-downtown-brooklyn-street

Взорвавшие рынок мобильных приложений покемоны приоткрыли нам завесу дальнейших перспектив развития дополненной реальности. Миллионы людей вышли на охоту за монстрами и двигались по маршрутам, по которым никогда не стали бы до этого ходить.

Горожане начали объединяться и совместно осваивать городские пространства. Парки, музеи, проспекты, а в самых плачевных случаях – церкви, наконец-то заполнились открытыми миру людьми.

Пример с  Pokémon Go – идеальная иллюстрация того, как медиа формируют новую атмосферу городской среды и, вместе с тем, дают представление о широких способах индивидуализации практики пребывания в них. Каждый ведь погружен в этот момент в свой собственный телефон.

Цифровая власть и виртуальная безопасность

Возникновение на рынке новых революционных приложений неминуемо становится поводом для разного рода паранойи, связанной с продажей личных данных глобальным корпорациям или с мировым заговором спецслужб.

Но современный мир, в котором новости о хакерских атаках все чаще вызывают шквал новостей в прессе, устроен иначе. Любая критика и запрет лишь подогревает интерес публики. Это — известный «эффект Стрейзанд». Техническому прогрессу неинтересны доводы о шпионаже. Его развитие и распространение неумолимо.

Появление слова «медиа» в связке со словом «город» также приводит к спекуляции на тему всеобщей слежки и контроля за передвижением и действиями людей, их поведением в жизни и в Сети. Но мы скорее предпочтем попасть под обзор камеры видеонаблюдения в темном переулке, нежели окажемся там в одиночестве. Ради собственной безопасности.

spy-camera-cctv-street-art-madrid-2

Участие соцсетей в политической и социальной жизни города, района или улицы, для нас кажется неочевидным. Но оно есть. Во многих прогрессивных странах власти расширяют свое присутствие в сети, а перед проведением общественного мероприятия нередко применяют практику мониторинга виртуальных профилей тех, кто планирует прийти.

Делается это для того, чтобы составить портрет публики и понимать, о чем с ней придется разговаривать и чего от нее можно ожидать. Такой прагматичный подход знаком каждому, кто хоть раз устраивался на работу. Уже по одному аккаунту в соцсети рекрутер способен оценить потенциал кандидата и предрешить его попадание в компанию.

Новая иерархия потребностей

Города разительно видоизменялись под влиянием новых идей. Трансформации подверглось и само жилище – из него уходят все мещанские излишества. В доме современного горожанина красивое и роскошное уступает место удобному и функциональному.

Но несмотря на это, техника и современная архитектура, не сумели вытеснить из сознания человека нужду в повседневном комфорте. Не удалось это и виртуальной реальности — она стала одним из приложений к комфорту. Медиа не меняют образ жизни, а лишь добавляют ещё одно измерение привычным предметам городского ландшафта. Они конвертируют обывательские привычки в цифровой формат.

cafe

Простой пример: успешность общественного места сегодня напрямую зависит от наличия там свободного доступа к Wi-Fi. Но для современного города характерно также изменение скорости и интенсивности передачи данных. Мы злимся, когда не получается отправить рабочий документ по почте или когда подвисает трансляция в YouTube. Если в каком-то заведении плохой Интернет или его вовсе нет, то посещение такого места станет для нас последним. В крайнем случае – нежелательным.

Под присмотром социологов

Присутствие бизнеса в социальных медиа вносит в городскую среду свои коррективы. Социология становится одним из инструментов продвижения бренда. Для этого изучаются фотографии потенциальных клиентов в Instagram, то с каких устройств они ищут информацию, а по геолокации целевой аудитории нетрудно понять потребительские привычки горожан и начать строить маркетинговую стратегию, опираясь на полученные данные.

60634_original-kopiya

Города и городская среда неразрывно связаны и с серьезными исследованиями в области больших данных. Изучают, естественно, не сам город, а социальные критерии тех, кто его населяет. Возраст, семейное положение, политические  взгляды, потребительские и бытовые привычки жителей разных районов, — все это подвергается тщательному изучению социологов.

И эти исследования говорят о том, что социальные сети и мобильные приложения добавили к городской среде ещё одно измерение – виртуальное. Повседневные обычаи – то же чтение газеты в кафе или общение с друзьями – никуда не ушли, но переформатировались в их цифровые аналоги. Привычная нам городская среда никуда не исчезла. К ней просто добавилась новая — медийная.

23 сентября