С регулярной планировкой на европейский манер, европейскими же стилями в архитектуре и даже европейским названием Петербург всегда воспринимался в качестве антипода «русской» Москве, да и всем другим городам России.

Но были и времена, когда стараниями архитекторов и художников он показывал и своё русское лицо. Сегодня мы решили вспомнить о самых «русских» местах Петербурга и его пригородов (кроме Спаса-на-Крови, конечно, про который и так все знают).

С чего всё начиналось

Первый масштабный архитектурный ансамбль Петербурга «в русском стиле» возник в пятидесятые годы XIX века. Построен он был (кто бы сомневался) у дороги на Москву – современного Московского проспекта. И даже название имел очень «московское» — Новодевичий монастырь, построенный по проекту архитектора Ефимова.

 

Монастырские постройки были выполнены в так называемом «русско-византийском» стиле – то есть, это не реконструкция древнерусских построек, а, скорее, фантазия на тему. Стиль этот лишь условно интерпретировал историческое русское зодчество, о котором в середине XIX века было известно ещё довольно мало (археология лишь начинала своё становление).

Так что получившийся монастырский ансамбль сейчас производит впечатление довольно необычное. Вроде бы и очевидно русский, но весь немного сказочный, лубочный, он возвышается своими золотыми куполами в окружении «сталинок» Московского проспекта.

Связь столиц

Иначе выглядит памятник «русского Петербурга» недалеко от Московского вокзала – Феодоровский собор, построенный С. С. Кричинским в 1911-1913 гг. Создавался он к 300-летию Дома Романовых и должен был стать символом как исторической преемственности царского рода, так и традиционалистских основ православия, самодержавия и народности.

До реставрации собор выглядел вот так

Конечно же, для облика такого храма высочайшим повелением был утверждён проект именно в русском стиле (который ещё и просто очень нравился Николаю II). Даже место было выбрано не случайно – храм в историческом русском стиле строили в столице новой, «европейской», но на въезде со стороны столицы старой, «русской».

А вот сам русский стиль за 60 лет кардинально изменился, и Феодоровский собор уже довольно слабо напоминал более ранний Новодевичий монастырь.

Посмотрев на этот храм, можно найти немало отсылок к памятникам средневекового русского зодчества в Ростове Великом, Москве, Владимире, Суздале. Здесь и луковичные купола, и наличники, и резьба по камню, и даже настоящая «кремлёвская стена».

Почти как в Москве!

Но все они переосмыслены, трактованы в несколько гипертрофированной, декадентской манере. По сути, этот храм – памятник столь хорошо знакомого всем петербуржцам стиля «модерн». Но не изысканного французского «ар-нуво» или сурового финского «северного модерна», а модерна самого что ни на есть русского.

Царские забавы

Мы уже упомянули, что последний русский император был ярым поклонником русского стиля. Более того, Николай II зачастую был не прочь прямо провести параллель между своим царствованием и эпохой первых русских царей из его династии (злая ирония судьбы, да). Результатом этого царского увлечения стало появление в Царском Селе одного из самых ярких памятников национального стиля.

Ещё в 1909-1912 гг. недалеко от царскосельской императорской резиденции – Александровского дворца – был воздвигнут Феодоровский храм в русском стиле по проекту В. А. Покровского. А с 1913 по 1918 гг. вокруг него вырос самый грандиозный ансамбль в национальном стиле в окрестностях Петербурга. Целый городок, с жилыми домами-палатами, железнодорожным павильоном, казармами императорского конвоя и даже военным музеем – Ратной палатой, созданный по канонам русского зодчества XVI-XVII вв. и получивший имя Фёдоровского. Автором его стал тот же С. С. Кричинский.

Но после 1917 года большевики быстро оприходовали его под хозяйственные нужды, обустроив в бывших палатах общежития и учебные корпуса Аграрного института. Затем городок сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. В послевоенные годы восстановление шло медленно и, в значительной степени, не завершено до сих пор.

Но есть в этом полуразрушенном состоянии Фёдоровского городка и своеобразный романтический плюс. Именно благодаря его современному облику здесь наиболее полно ощущается дыхание старины.

Архитектор Никонов

Архитектор Н. Н. Никонов, ставший главным архитектором Санкт-Петербургской епархии в конце XIX века, обожал русский стиль. Он создал множество построек в стиле «московско-ярославской» архитектуры XVI-XVII вв. Краснокирпичная кладка, пёстрый декор, резные наличники, майолика в декоративном убранстве, колокольни-шатры и покатые крыши – больше русского стиля, ещё больше!

А начиналось всё в 1881 году, когда отчисленный из Академии Художеств Никонов стал помощником архитектора Н. П. Басина и построил доходный дом на современной пл. Островского, который стал настоящим шоком для петербургской архитектурной критики — настолько резко дисгармонировало с окружением новое яркое здание, плотно покрытое штукатурным декором, будто сошедшим с резных изб средней полосы России.

Но Никонов и не думал останавливаться на достигнутом. Столь громко заявив о себе, впоследствии он на протяжении нескольких десятков лет будет регулярно возводить на улицах Петербурга всё новые церкви, монастырские подворья и жилые дома в своём фирменном стиле.

На рубеже XIX-XX вв. Никонов создаст свой главный шедевр – собственный доходный дом на Колокольной улице.

Настоящий терем-дворец, богато покрытый майоликой и пёстрым штукатурным декором, этот дом будто пришёл в Петербург прямиком из XVII столетия, по пути заглянув в народную сказку с иллюстрациями Билибина.

Теремок

Нет, не тот, где продают блины и называют «сударем». Самый яркий русский интерьер расположен в музее Академии им. Штиглица.

Каждый из тематических залов музея имеет собственное концептуальное оформление. А зал русского искусства «Теремок» – настоящая реконструкция интерьера средневековых палат, как в московском Кремле. Именно здесь можно почувствовать, что ты по-настоящему в России.

Артём Шипунов

Источники фото: sobory.ru, swann74.livejournal.com, kroupski.pro, citywalls.ru