«Ода на день восшествия на престол». Миша Маркер – об анонимности, пользе соцсетей и силе искусства

23:38, 07.05.2018


Сегодня, в день четвертой инаугурации Владимира Путина, в Петербурге появилась новая работа стрит-арта – «Ода на день восшествия на престол». Автор плаката – петербургский художник-аноним Миша Маркер.

«Луна» хотела взять у Миши комментарий, но в итоге получилась содержательная мини-беседа, которая позже перерастет в полноценное интервью.

 

Почему для этого плаката ты выбрал формат акростиха?

Выбор этот целенаправленный. Для меня в этом вся суть картинки, раскрывать которую я бы не хотел. Но она и не так глубоко зарыта.

По главному посылу это напоминает акцию «Надоел» от «Открытой России», не находишь?  Только у тебя она в более жёсткой форме. Получается, пора выражать позицию так прямолинейно, не завуалированно?

Не знаю, я просто делаю и рисую так, как думаю и чувствую. Основной свод законов мне это позволяет.

А если представить, что в какой-то страшный момент примут закон, который будет запрещать любое уличное искусство, в особенности – критикующее власть. Что тогда?

Будем смотреть по обстоятельствам. История показывает, что ничем хорошим это не заканчивается. Я не конкретно про стрит-арт, а в общем, про подобные запреты. Хочется верить в здравый смысл.

В одном интервью ты говорил, что прохожие не особо реагируют, когда ты в процессе творчества, но они, якобы, должны увидеть твой плакат и задуматься. Но ведь по городу развешано много визуального мусора, и в спешке сложно усмотреть среди прочего настоящее уличное искусство. Многие ли вот так, на улице, обращают на это внимание? Или все-таки необходим резонанс в соцсетях и медиа?

Сейчас вообще очень большой поток информации. И фильтровать его становится очень сложно. Хочется верить, что из-за своих выразительных средств мои картинки не являются частью визуального мусора. И именно поэтому способны обратить на себя внимание. А интернет просто помогает им «жить» после физического уничтожения на улице.

Ты помнишь момент, когда к тебе пришло понимание: «Ага, что-то с моей страной происходит не так»?

Какую-то конкретную отправную точку я назвать не могу. Все это пришло в совокупности, и, к сожалению, поводов этих все больше. Меня просто очень давно волнует то, что происходит вокруг.

Каким образом в современную эпоху искусство способно кардинально поменять сознание людей?

Вряд ли мы говорим о кардинальных изменениях, скорее это процесс поэтапный, несиюминутный, но и останавливаться нельзя ни в коем случае.

А способно ли оно вообще? Или для этого нужны еще и какие-то другие раздражители и ориентиры?

Думаю, оно может быть частью этого процесса изменения. Как и всё то, что происходит вокруг и в той или иной степени на нас влияет. Продукты творчества – это своеобразные семена. Как, где и когда они взойдут, неизвестно. Но сеять их необходимо.

 

Что, по-твоему, нас ожидает ближайшие шесть лет?

Тотальная любовь. Но, думаю, в этом словосочетании не всё так радужно.

 

Виталий Балашов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: