«Дом – это машина для жилья», говорил французский архитектор Ле Корбюзье. И был прав. Даже советские панельные многоэтажки 70-ых годов получили прозвище «домов-кораблей».

Всякая машина, будь то корабль, паровоз, самолёт или автомобиль – может стать архитектурным объектом. Транспорт меняет свою функцию, становясь неподвижным элементом городской среды. Намного приятнее видеть машину, утратившую своё предназначение, но ставшую частью городского пейзажа, чем на свалке в виде ржавого металлолома.

А самый простой и очевидный способ превратить машину в архитектурный памятник – установить её на вечную стоянку. Например, превратив в музей. Конечно, для этого машина нужна с историей, да ещё и соответствующих габаритов – в автомобиле экспозицию не разместишь. Так что среди машин-музеев безоговорочными лидерами стали корабли. Благо, и флотские традиции у нас сильны, и размер позволяет.

Самый знаменитый «корабль-музей» – легендарная «Аврора», символ города. Выросло несколько поколений петербуржцев, которые даже не могут представить себе легендарный крейсер на другом месте (чему свидетельством – ажиотаж во время буксировки корабля на ремонт в 2014 году). «Аврора» превратилась в часть архитектурного ансамбля невских берегов, став таким же символом Петербурга, как Зимний дворец или Троицкий мост.

Но у невских набережных отдали швартовы ещё два музейных корабля: ледокол «Красин» и подводная лодка С-189.

Ледокол обрёл заслуженный музейный статус в конце 1980-х, а подлодка – совсем недавно, в 2010 году. Не такой большой срок, чтобы слиться с городским пейзажем, но всё к этому идёт.

Есть и другой пример. Установленная в 1994 году на вечную стоянку в Гавани подлодка Д-2 «Народоволец» за четверть века умудрилась-таки превратиться в неотъемлемый атрибут «Ленэкспо».

Визуально лодка воспринимается многими, как один из павильонов выставочного центра. Пусть и самый необычный.

Если габариты машины не позволяют превратить её в самостоятельный музей (что чаще всего и бывает), то есть другой выход. Машина превращается в памятник самой себе. А идея машины-памятника открывает для архитектора целый спектр разнообразных вариантов. Проверено в Петербурге.

Хотим паровоз-памятник? У нас он есть. На Финляндском вокзале стоит паровоз H2-293, славный тем, что уголь в его топку закидывал лично Владимир Ильич.  Случилось это 100 лет назад, осенью 1917 года, когда Ленин конспиративно возвращался в Петроград из Финляндии, переодевшись помощником машиниста.

А вот вам и песенку подходящую.

Памятником паровоз стал в 1957 году, когда Финляндия подарила его Советскому Союзу. Ещё через четыре года он был установлен на своём современном месте, став частью архитектурного убранства Финбана.

Есть в Петербурге и самолёт-памятник. Это МиГ-19 – архитектурный символ парка Авиаторов и один из первых отечественных реактивных истребителей. Он был установлен здесь в 1968 году, как мемориал советским лётчикам. А сам парк находится на месте бывшего Корпусного аэродрома.

Танков-памятников в Петербурге даже два. И это не считая самоходных орудий, бронетранспортёров и прочего перед Артиллерийским музеем.  Во-первых, КВ-85 на пр. Стачек. Этот памятник называется «Танк-победитель» и установлен в 1951 году рядом с передним краем обороны Ленинграда.

А несколько лет назад появился также танк-памятник Т-80 у здания НПО Специальных материалов недалеко от ж/д станции Навалочная.  Он посвящён отечественным танкостроителям.

Памятники-трамваи у нас тоже в наличии (не зря же мы бывшая трамвайная столица мира). Самый известный из них с 2007 года расположен на углу пр. Стачек и Автомобильной улицы. Это блокадный трамвай МС-4 (моторный стальной) №2465, восстановленный реставраторами Музея городского электрического транспорта.

В самом музее ГЭТ на Васильевском острове также установлен памятник трамвайному вагону марки «Brush», сделанный на базе вагона МС-1 (оригинальных «Брешек» в России не сохранилось, вот и пришлось реставраторам идти на хитрость).

А ещё перед выходом из метро «Василеостровская» находится памятник петербургской конке – предшественнику трамвая. Но, увы, это тоже новодел.

Один из самых необычных — памятник крейсеру «Киров». Но нет, это не ещё один корабль-музей. Сам крейсер не сохранился.

Но его орудийные башни и винты дошли до нас в качестве памятника, расположенного на Морской набережной. Главный калибра крейсера интегрирован в здание позади него, а само здание олицетворяет утраченную рубку реального корабля.

Но круче всех решили задачу памятника-машины пожарные Рыбацкого. На выезде из Петербурга, прямо на каланче Пожарной части №44, они установили настоящую пожарную машину ЗиЛ-130. Парящая над окружающими часть деревьями красно-белая машина производит решительно постмодернистское впечатление.

Артём Шипунов