Им не достался «Оскар». Лучшие фильмы, недооценённые американской киноакадемией

20:55, 13.02.2018


Совсем скоро вручение «Оскара», а мы продолжаем знакомить вас с крутым кино, которое вы могли пропустить.

Юбилейный 90-й «Оскар» на носу. 4 марта в лос-анджелесском театре «Долби» вручат очередную порцию золотых статуэток. В главной номинации девять претендентов – от «Дюнкерка» Нолана до «Секретного досье» Спилберга. Один фильм войдёт в историю как победитель. Остальные останутся в категории номинантов. Как всегда.

Сегодня «Луна» решила восстановить справедливость. Мы совершили путешествие во времени на десять лет: от 80-й церемонии в 2008 году до прошлогодней 89-й.

Из каждого «Оскара» мы выбрали по одному фильму-номинанту в категории «Лучший фильм». По каким-то причинам они не получили заветную статуэтку. И про них практически забыли. Мы считаем, что это не совсем правильно. Они тоже хороши. И они заслуживают вашего просмотра. Поехали.


«Нефть» (реж. Пол Томас Андерсон, 80-я церемония, 2008).

За главную роль алчного нефтяника Дэниела Плэйнвью великому Дэниелу Дэй-Льюису вручили вторую статуэтку. И он стал единственным, кто получал «Лучшего актёра» в XX и XXI веке. В 2012 он поставит новый рекорд, победив в этой номинации в третий раз – за роль Авраама Линкольна в байопике Спилберга. Но это будет ещё не скоро.

А пока эпичная драма Андерсона становится вершиной его режиссёрского мастерства, вольно трактуя одноимённый роман американского классика Эптона Синклера. А пока одержимый нефтью Плэйнвью устанавливает буровые вышки, скупает землю и кровожадно воюет с проповедником местной церкви.

А пока «Нефть» под самые титры показывает один из самых талантливых перфомансов в истории кинематографа XXI века. И, к сожалению, проигрывает в главной номинации триллеру братьев Коэн «Старикам тут не место».


«Чтец» (реж. Стивен Долдри, 81-я церемония, 2009).

За свою жизнь Долдри трижды номинировался как лучший режиссёр. И каждый раз пролетал. В 2009 году это было, наверное, обиднее всего – насквозь предсказуемый «Миллионер из трущоб» обогнал его и в режиссуре, и в «Лучшем фильме».

История любви экс-надзирательницы концлагеря в Освенциме и простого немецкого мальчика, вероятно, показалась киноакадемикам не совсем убедительной. Или чересчур сентиментальной. Или они решили, что сцена секса между партнёрами с разницей в 21 год – это из ряда вон.

Или они не любят Бернхарда Шлинка – автора романа, по которому написан сценарий.

Или им не нравится Чехов, чья «Дама с собачкой» лениво тянется через весь фильм.

Или киноакадемики подумали, что статуэтки за лучшую женскую роль Кейт Уинслет будет вполне достаточно.

Версии можно строить бесконечно. И всё равно будет обидно.


«Район №9» (реж. Нил Бломкамп, 82-я церемония, 2010).

«Оскар» часто обвиняют в «толерастии» и пропаганде. В 2010 году фильм о доблестных американских саперах, «Повелитель бури», взял главную награду. А ничем не примечательная до этого Кэтрин Бигелоу получила «Лучшего режиссёра», став первой женщиной-победителем в этой номинации.

Расчехляйте подозрители, господа конспирологи! К тому же в этом году активно шумели «Аватар» и «Бесславные ублюдки», поэтому «Район №9» как-то затерялся среди этого всего. А зря!

Жил себе фанатик компьютерной графики по имени Нил, клепал короткометражки. Готовился снимать большой фильм по компьютерной игре, но проект отменили. Великодушный Питер Джексон предложил $30 млн в качестве компенсации. И из этих денег вырос «Район №9».

Это не только научная фантастика в жарких южно-африканских декорациях. И не просто «фильм о пришельцах». Это довольно громкое высказывание о природе ксенофобии и проблемах апартеида ЮАР. А кому, как не уроженцу Йоханнесбурга, об этом говорить?


«127 часов» (реж. Дэнни Бойл, 83-я церемония, 2011).

Будем честны – фильм, в котором практически единственную роль играет Джеймс Франко, сложно представить победителем в главной номинации «Оскара». Тем более, если среди соперников работы знаменитых Финчера, Аронофски и братьев Коэнов. Да и создатель культового «На игле» Дэнни Бойл после сомнительного триумфа «Миллионера из трущоб» доверия не очень-то вызывает.

Однако отбросим эти важные, но всё-таки условности. «127 часов» – это концентрированная западня, жаркая и душная ловушка. Тяжесть ситуации, в которую попадает главный герой, ощущается, словно тот самый трёхсоткилограммовый камень, придавивший руку.

Актёрская игра Франко здесь настолько убедительна, что хочется простить ему все эти ананасовые экспрессы и прочие сомнительные проекты. Лишь бы он поскорее перерезал себе все сухожилия тупым перочинным ножом и освободился. Только вот мучения заикающегося Колина Фёрта из фильма «Король говорит!» киноакадемики всё равно оценят выше. Бессердечные твари.


«Полночь в Париже» (реж. Вуди Аллен, 84-я церемония, 2012).

Вуди Аллен – фигура знаковая. Двенадцать номинаций и три победы в категории «Лучший оригинальный сценарий», один раз – «Лучший режиссёр». И ещё много чего. Вот и оригинальность сценария фильма «Полночь в Париже» киноакадемики отметили. А «Лучший фильм» отдали «Артисту» – немой чёрно-белой комедии. Разумеется, там же французы, Жан Дюжарден, знаменитый пёс-киноактер Угги, а самое главное – С Т И Л И З А Ц И Я!

У Аллена же в этом году актёр с лицом стереотипного комедийного красавчика, Оуэн Уилсон, разгуливал по ночным улочкам Парижа 1920-х. Выпивал и тусовался со всей культурной элитой того времени: четой Фицджеральдов, Гертрудой Стайн, Хемингуэем,  Дали, Пикассо. Глаза разбегаются.

Однако броская, цветастая атмосфера интеллигентного кутежа рассеивается с первыми лучами рассвета, возвращая главного героя в неуютную современность к жене-изменщице. Мечты об «Оскаре» рассеялись похожим образом.


«Линкольн» (реж. Стивен Спилберг, 85-я церемония, 2013).

Было ощущение, словно киноакадемики старались никого не обидеть и избежать обвинений в пристрастности. Всем главным номинантам вручили по статуэтке: кому-то за режиссёра, кому-то за роли и сценарий, кому-то за лучший фильм на иностранном языке. Главным победителем стала «Операция “Арго”» Бена Аффлека – триллер настолько напряженный, насколько и политический.

«Линкольн» – это тоже про политику. А ещё про любовь к людям и веру в правоту своих идей. Дэй-Льюис проживает роль шестнадцатого президента США. Он пытается отменить рабство, завершить Гражданскую войну и уладить ссоры в семье. И едет в театр Форда на спектакль «Наш американский кузен».

Двенадцать номинаций и две победы – за работу художника и за Дэй-Льюиса, вывернувшего себя в этой картине наизнанку.


«Небраска» (реж. Александр Пэйн, 86-я церемония, 2014).

В этом году награды раздавали «Гравитации», «Далласскому клубу покупателей» и «12 лет рабства». Последний, собственно, и взял главную статуэтку. А еще Ди Каприо в очередной раз пролетел мимо награды. А Элен Дедженерес сделала самый популярный в мире селфач. На фоне этого всего чёрно-белая трагикомедия «Небраска» оказалась незамеченной, несмотря на шесть номинаций.

Вуди Грант, старик с развивающейся деменцией, узнает, что выиграл в лотерею миллион долларов. Приз нужно забирать в другом городе. Отвезти его туда соглашается сын, который понимает, что никаких денег на самом деле нет. Однако 74-летний ворчун упрямо верит в победу.

Поездка по местам ушедшей молодости, отвратительные родственники, бывшие товарищи-сплетники, алчные завистники и острое ощущение приближающегося конца. Ведь любое путешествие рано или поздно заканчивается. А значит, закончится и это.


«Одержимость» (реж. Дэмьен Шазелл, 87-я церемония, 2015).

Музыкальная драма Шазелла собрала три статуэтки: за звук, монтаж и мужскую роль второго плана. Дж. К. Симмонс в этот раз не требовал принести ему фото Человека-паука, а до вздутых вен на лысой голове орал на молодого барабанщика.

Ещё «Одержимость» получила три премии BAFTA, один «Золотой глобус», и справилась со своей задачей: на Шазелла обратили внимание. И выделили деньги на съемку второго фильма, о котором вы и так знаете.

История о том, как выйти на сцену после автокатастрофы, подраться с наставником и приблизиться к уровню великих Бадди Рича или Чарли Паркера, по капле выжимая из себя неуверенность.

Однако в этом году все лавры достались Иньярриту и его чёрной комедии «Бёрдмэн». В 2016 году мексиканец повторит успех: второй раз подряд получит «Лучшего режиссёра» и приведёт Ди Каприо к заветной статуэтке за главную роль в «Выжившем». Триумф Шазелла и феномен «Ла-Ла Ленда» с его четырнадцатью номинациями произойдёт чуть позже.


«Комната» (реж. Ленни Абрахамсон, 88-я церемония, 2016).

Не путать с одноимённым фильмом Томми Вайсо! Скажем честно: как журналисты, мы рады, что «В центре внимания» взял главную статуэтку. Историю об отважных репортёрах, которые вскрыли скандал вокруг сексуальных домогательств в католической церкви, мы считаем очень крутым кино. Но как зрители мы болели за «Комнату».

Драма о матери-одиночке и её пятилетнем сыне, воспитанном взаперти, принесла создателям единственную статуэтку – за лучшую женскую роль Бри Ларсон. И нам кажется, этого мало.

Да, автору фильма «Фрэнк» про Фассбендера в огромной маске из папье-маше трудно конкурировать с Иньярриту. Но из семи фильмов-номинантов пять были основаны на реальных событиях и разными языками говорили об освобождении как таковом. И «Комната» – явно не самый слабый из них. Даже если тут никто не спит в трупе лошади.


«Прибытие» (реж. Дени Вильнёв, 89-я церемония, 2017).

«Ла-Ла Ленд» собрала шесть статуэток и на пару секунд стала лучшим фильмом года. Оказалось, что конверты перепутали, и победу отдали «Лунному свету» – драме про чернокожих гомосексуалистов. Всё это настолько затмило «Прибытие», что из заявленных восьми номинаций оно выиграло только в одной – непопулярном «Лучшем звуковом монтаже».

Научная фантастика – жанр для «Оскара» не очень частый. И даже эта тревожная история о головоногих инопланетянах, лингвистике и времени как четвёртом измерении не растопила холодные сердца американских киноакадемиков.

Ни утонченная Эми Адамс, ни фактурный Форест Уитакер, ни неземные кальмары – не помогло ничего. Даже хвалебные рецензии зрителей и кинокритиков. Даже заявление The New York Times о том, что «Прибытие» – это «шедевр научной фантастики». Даже тот факт, что фильм говорит об очень важных вещах. И нам от этого очень грустно.

Виталий Балашов