Балканы, Гречка, Кровосток: что мы слушали в первом квартале года

22:45, 15.04.2018


Сегодня отобрали несколько альбомов, которые были наиболее заметны в первые три месяца. Подборка получилась сжатой, но разношерстной по жанрам и настроению, поэтому подойдет почти любому: от меланхолика и романтика до тусовщика и криминального авторитета. Одним словом, то, что нужно в это противоречивое время.

Дельфин – 442

Если один из самых отстраненных и спокойных исполнителей вдруг выступает с критикой существующего порядка, значит, в мире действительно что-то идет не так. Творчество Андрея Лысикова всегда было про внутреннее, интимное и сокровенное. На новом альбоме «442» от этого не осталось и следа. Музыкант прямолинейно бьет в лоб раздраженной критикой режима, высказываясь на темы войны, терроризма и пропагандистского угара.

В отличие от содержания, форма практически не изменилась. Здесь все тот же фирменный речитатив и пение с оттенком тревоги и все то же музыкальное сопровождение из жесткой электроники. Вот только на место лирики пришел сумасшедший и раскуроченный внешний мир, чадя горящими покрышками, блистая холодными боками самолётов и шокируя натуралистичными сценами. «Государство, приказывающее умирать детворе, всегда назовет себя родиной», — безапелляционно заявляет Дельфин и в последнем треке «713» лирическим героем летчика улетает бомбить города со спящими в них людьми. Потому что это приказ, преступление и бесчеловечный поступок, и никакая молитва тут не в силах помочь, потому что мир в огне.

 

XXXTENTACION – ?

В первом альбоме скандалиста, дважды уголовника и героя соцсетей Джасэя Онфроя можно было услышать истошные крики на заднем плане, засемплированные женские стоны, перегруженные припевы и хрипящие семплы. Это был не клаудрэп, а его помесь с хорроркором и даже металлом.

В «?» прибавилось лирики, и XXXTentacion в некоторых песнях зазвучал как в первых синглах, где больше пел, чем использовал речитатив («Fuck Love», «Garette’s Revenge»). На новом альбоме можно найти даже что-то от дарк-фолка, как, например, в песне «SAD!». Или нечто пронзительное, как в «Moonlight», которой машинально хочется подпевать на припеве, где двадцатилетний исполнитель то наезжает на «ниггеров», то просит позвонить ему и привести его в порядок.

Песни XXXTentacion – это гимны глубоко несчастного и сложного человека, полного противоречий, бесконтрольной ненависти и вселенской грусти. Это некачественный микрофон, подключенный к ноутбуку. Это огромная толпа, которая хором поёт его песни за него, переживая и благодаря за искренность.

 

Кровосток – ЧБ

«Кровосток» – удивительный пример стабильности и постоянства. Они начали еще в далеком 2005 году и сразу шокировали публику: монотонный речитатив Антона Шило вкупе с обилием насильственных сцен и обсценной лексики во всем ее многообразии создавали впечатление чего-то гипнотического и завораживающего.

Криминальные войны, бытовые конфликты, наркотические притоны – лирический герой «Кровостока» обитал на социальном дне, но все равно привлекал каким-то извращенным романтизированным духом этой обстановки.

В «ЧБ» Шило и Ко исправно работают с тем инструментарием, который не подводит уже который год. Огромный сценический опыт позволяет им с легкостью убирать любых новичков на рэп-сцене, которые стремятся перещеголять друг друга в аморальности. При этом Шило филигранно лавирует между откровенной матерщиной и высоким стилем, а треки вроде «Злые голуби» и «Наёк ёк» еще и приглашают в откровенные филологические игры. На то она и творческая интеллигенция.

 

Emir Kusturica and The No Smoking Orchestra – Corps Diplomatique

 

Сербские фолк-рокеры «The No Smoking Orchestra» известны в первую очередь тем, что в их составе на ритм-гитаре играет знаменитый режиссер Эмир Кустурица. В 1998 году группа после нескольких распадов и смены состава наконец-то закрепилась под нынешним названием и записала саундтрек к фильму Кустурицы «Черная кошка, белый кот» и получила приз за лучшую музыку на международном биеннале киномузыки.

В 2018 году они вернулись с новой пластинкой «Corps Diplomatique», и это все еще самый самобытный, настоящий балканский праздник. Релиз сделан без какой-либо привязки к кинокарьере Кустурицы, поэтому отлично воспринимается в отрыве от другой стороны его творчества, на магнитных лентах иного калибра.

Безбашенное бунтарство, цыганский китч, отменный юмор, солнечные Балканы – лучше музыки для промозглой и серой весны просто не найти.

Слушать в vk

 

ночные грузчики – ночные грузчики

Слушать музыку Евгения Алёхина неуютно. И страшно. Это, пожалуй, единственное, что стоит знать тому, кто еще незнаком с его творчеством.

На новом альбоме, выпущенном спустя десять лет с момента «Критики чистого сердца», все та же шероховатая и булькающая гулкая электроника в духе «2H Company». Она выступает в роли костыля и прилагательного к текстам, которые, как и всегда, здесь – первостепенны. Творчество Алёхина вообще текстоцентрично – не зря он не только музыкант трёх групп, но и большой писатель.

Альбом «ночные грузчики» глубже, чем прошлогодний «Сеанс» «Макулатуры». Если на последнем среди рефлексии о расставании нашлось место жеманным распевам Олега ЛСП и невнятным крикам Лёхи Никонова, то здесь – только Алёхин и Михаил Енотов. Только рассуждения о природе бога, женщины, зыбкой вечности, самопознании и побега от отвратительного самого себя.

 

 

Гречка – Звезды только ночью

В этом году, пожалуй, самый стремительный путь от ноунейма до звезды прошла именно Гречка. Уроженка Кингисеппа Анастасия Иванова выложила дебютный альбом «Звезды только ночью» в свою группу ВКонтакте в прошлом году – 21 декабря. Через три месяца она уже выступала в эфире «Вечернего Урганта».

Припев своей самой известной песни Гречка позаимствовала у группы «Отпетые мошенники». Благодаря им, рефрен «Люби меня, люби» под гитару жалобно разносился по российским дворам еще с 1999 года. На перерождение классического поп-хита песня Анастасии недотягивает, но, вероятно, в этом исполнении с новым куплетом такая архаика лучше находит отклик в сердцах нынешних восемнадцатилетних. По крайней мере, здесь нет нелепых повторений «Скоро весна, скоро весна» и рифмы «кровь/любовь».

Основное, чем подкупает Гречка – это простота и прямолинейность. Никакого скрытого смысла и двойного дна в ее текстах нет и по умолчанию, кажется, быть не может. Анастасия прославляет монотонную жизнь провинциального подростка – с бесцельным шатанием по городу, дешевым алкоголем, мимолетными влюбленностями и конфликтами с родителями. На первый взгляд, это мелко и вторично. Но вспомните себя в восемнадцать лет.

 

Виталий Балашов

 

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.