Андрей Люблинский: Художник не должен голодать

Этой весной в пространстве «Дом Культуры» установили десять ярких деревянных объектов: супермена, солдата, рабочего, спортсмена, бизнесмена, менеджера и других легко узнаваемых персонажей. Автор проекта — художник Андрей Люблинский, создатель знаменитых пермских «красных человечков». Кураторы проекта привлекли его для сложной задачи внедрения современного искусства на территорию ДК Газа, где жизнь замерла примерно в 1970-х, а наполняемость напоминает поход с мамой на утренник со всеми вытекающими элементами.

Вместе с художником мы решили разобраться, как местные жители отнеслись к арт-объектам, что такое паблик-арт в России и должен ли художник голодать (спойлер: не должен).

— Как твои работы оказались в ДК Газа?

— Со мной связались из PR-отдела проекта и предложили что-то сделать для ДК. Исходя из бюджета, были выбраны деревянные объекты. Можно сделать и на века и в другом материале, но это большие деньги. Дерево – благодарный в этом плане материал: качеством бруса можно варьировать (при этом супер-отшлифованное дерево выглядит ничем не хуже менее обработанного), дерево более или менее подходит для наших погодных условий, устанавливать легко, ну и опять же, сама понимаешь, бюджет.

А потом для меня это был тест-драйв проекта – как эти персонажи выглядят в среде, какие пропорции, цвет-объем. Реализовав частично проект в уменьшенном варианте, я сразу увидел плюсы и минусы и теперь готов к более масштабным действиям.

Установленные объекты стали пробой проекта CV (Сurriculum vitæ). Сurriculum vitæ переводится с латинского как «ход жизни» и означает краткое описание жизни и профессиональных навыков. CV – это документ, в котором человек раскрывает свои лучшие стороны и пытается показать идеальную версию самого себя, зачастую приукрасив детали биографии.

— И как же местные жители отреагировали на твои объекты?

— На удивление хорошо! Недели две прошло, а стоят. Даже без признаков вандализма. Во время монтажа ко мне подходили женщины с детьми, внимательно наблюдали за процессом. Спустя несколько дней после установки мне прислала фотоотчет Мария Митренина, она же провела соцопрос в вконтакте. Больше 60% ответивших оценили объекты “отлично”, а 35% решили, что они “сойдут для этого района”.

— Действительно удивительно. В нашей стране ты, пожалуй, наиболее известный автор, работающий с паблик-артом. И воспринимают это по-разному. Знаю, что Красных человечков даже поджигали. Это зависит от уровня культуры и образования?

— Ты не права. Не в образовании дело. Смотри. Вот ведь знаешь же гранитный шар на Садовой? Ведь когда только устанавливали, казалось, конец света, а люди радуются, фотографируют. Альтернативы нет. Это скорее насмотренность.

В Европе паблик-арта куда как больше – буквально на каждом шагу, но есть как очень хорошие вещи, так и довольно спорные. Только там это считывается сразу, потому что видел ты уже много и выбор есть. А у нас что поставили, тому и рады.

— Сердце на куски от таких историй. У нас колоссальный разрыв между обществом и искусством. Последнее варится в самом себе и в большинстве отвергает любые коммерческие истории, считая, что зритель сам должен дотянуться, дойти умом и понять. Зритель, разумеется, не понимает. Компании же в свою очередь не понимают или не признают, что искусство может быть прекрасным инструментов рекламы, общественного мнения, информационным поводом.

— Я считаю, что художник голодать не должен. Одно другому совершенно не мешает: есть бюджет, есть идея, которую можно реализовать в разном материале, масштабе. Меня долгое время не признавали художником, ставя клеймо “дизайнер”. Много лет назад я работал дворником, чтобы накопить денег на проект. Выставка была групповой, зарубежной, участвовал я там в одном списке с Маурицио Каттеланом. Думал, вернусь, стану звездой. А у нас тогда и Каттелана никто не знал. Этот момент стал точкой невозврата при равнении на общественное мнение.

Я точно знаю, чего хочу, как это сделать и сколько это стоит. Я отлично зарабатываю и могу себе позволить делать проект ради идеи.

К примеру, недавно закончилась выставка «Политбюро ЦК КПСС», которая проходила в библиотеке Выборгского района. Я прекрасно понимал, что до проспекта Тореза доедут только самые отчаянные, но для меня это место важно, идею хотелось реализовать. И я сделал выставку, получил отклик, увидел, как это, и очень доволен результатом. А с компаниями разного рода и деятельности у меня очень большой опыт работы — веселых историй хватит ни на один вечер. Основное, что я извлек, – я умею и знаю, как с ними работать и абсолютно не стыжусь факта зарабатывания этим денег.

— И это отлично. Я считаю, что твои объекты на территории ДК Газа – лучшее начало внедрения современного искусства в выбранное пространство. Они идейно и стилистически подходят месту, нравятся жителям района — ведь по европейским правилам паблик-арта до момента установки мы должны скрупулезно изучить местность и население.

Люблинский — удивительно легкий в общении художник. Тема коммерции и общества – краеугольный камень в беседе с художником, всегда вызывает споры или неловкие паузы. Андрей же открыто заявляет свою позицию и не боится за нее постоять.

В этом году Андрей Люблинский номинирован на ежегодную премию журнала «Собака.Ру» ТОП50: Самые знаменитые люди Петербурга в разделе “Искусство”.


Андрей Люблинский — современный петербургский художник, графический дизайнер, окончил СПГХПА. Он работал с такими крупными компаниями как РЖД, «Газпром», ВДНХ, «Пулково», KFC.

Одним из наиболее известных проектов Люблинского стали так называемые «красные человечки». Это проект-конструктор, из которого собирается забавный и яркий объект-персонаж. Каждый человечек состоит из 13 прямоугольных деревянных брусков. Их можно комбинировать по-разному, в зависимости от ситуации или среды, в которую планируется поместить готового «красного человечка». Скульптура считается законченной, когда человек-модуль взаимодействует с углом 90 градусов.

Первая выставка с участием «красных человечков» состоялась в сентябре 2009 года в лофте «Этажи» в Петербурге.

По инициативе директора Пермского музея современного искусства Марата Гельмана в сентябре 2010 года несколько огромных «красных человечков» установили в центре Перми. Пластиковая светящаяся скульптура разместилась на крыше Органного зала, а три деревянных — на площади перед зданием Законодательного собрания края. Местные жители неоднозначно приняли нововведение. Событие активно освещалось в региональных и федеральных СМИ.

Беседовала Мария Туркина

23 мая