Каждый день в Instagram загружаются более 80 миллионов фотографий и получают 3,5 млрд лайков, а примерно 1,4 миллиардов людей — 20% населения Земли — публикуют подробности своей жизни в Facebook. Эти цифры говорят о мощной современной тенденции к эгоцентризму и зацикленности на себе.

Превращают ли социальные сети более-менее скромных людей в ищущих общественного признания нарциссов? Или же люди по природе своей эгоцентричны?

За последние 10 лет наблюдается резкое возрастание общемировой тенденции появления диагноза нарциссического расстройства личности (НРЛ). Темпы роста вполне сопоставимы, например, со скоростью распространения ожирения у населения США, а теперь еще и среди россиян.

Многочисленные научные исследования показывают прямую связь между увеличением НРЛ и вездесущностью социальных сетей. Попытки привлечь большее количество фолловеров, желание рассказать «друзьям» о своей жизни и постоянная необходимость конструировать свой положительный образ, — все эти черты были описаны исследователями как примеры характерных особенностей поведения нарциссической личности в социальных медиа. Прямая зависимость была также обнаружена между количеством друзей на Facebook и преобладанием социально-деструктивных признаков, обычно присущих нарциссам.

Однако не все исследователи придерживаются подобной точки зрения. Существуют разногласия в том, что именно считать опытными данными в подобных исследованиях, и как эти данные измерять. В конечном счете, есть зафиксированный рост нарциссизма, наблюдается увеличение использования социальных сетей, но не совсем понятно, существует ли между этими двумя явлениями связь. Вполне возможно, что невиданная популярность социальных сетей объясняется общекультурным ростом нарциссизма, который находит отражение в социальных медиа уже постфактум.

Некоторые психологи считают, что абсолютно каждый человек склонен к самолюбованию, а социальные сети только позволили этим склонностям стать более заметными в общественном пространстве. Мир – зеркало, в котором самовлюбленный человек постоянно ищет одобрение и положительное отражение себя самого. Этим и объясняется тщательный контроль за своим присутствием в социальных сетях.

Сегодня мы по десять раз в день проверяем наши социальные медиа и чувствуем беспокойство, когда профили долгое время остаются без нашего внимания). Для собственного удобства мы склонны называем себя не нарциссами, а людьми, использующими доступные технологии для развития карьеры и следования трендам.

Иногда мы можем часами думать о том, что запостить или расшарить, о том, что хотят те, кто на нас подписан. А еще чаще — про то, что мы хотим, чтобы они думали о нас самих. Для многих миллениалов такое отношение к соцсетям считается необходимой инвестицией, которая когда-то сделает нас успешными, известными и начнет приносить хороший доход.

Некоторые моменты из нашей жизни расцениваются теперь исключительно с позиции, насколько это будет интересно нашим фолловерам. Запечатлеть жизненные события на камеру и поделиться ими в соцетях кажется уже более важным, чем просто прожить их, не загружая в веб-пространство.

Нарциссическое расстройство личности получило известность в 1960-е годы, а официальные критерии диагностики расстройства были разработаны к 1980-ым. Среди характеристик этой патологии — глубокая потребность в признании, завышенное чувство собственного достоинства, а также отсутствие сочувствия к другим. Кроме этого, некоторые диагностические центры выделяют у нарциссических личностей стремление к неограниченному успеху, жажду внимания, а также выбор друзей в зависимости уровня их социального статуса, а не личностных качеств. Будучи наблюдателем, не сложно найти точки соприкосновения между тем, как люди ведут себя в социальных медиа и наличием у них нарциссических черт.

Миллениалы оказываются особенно уязвимы по отношению к потенциально негативным последствиям социальных медиа. Молодые люди в возрасте 17-21 года вынуждены переживать  нарциссическую стадию в период взросления, поскольку они стремятся найти свое место в обществе, и доказать свою самодостаточность и независимость от родителей. Опыт переживания этого периода может оказаться болезненным, потому что усугубляется социальными медиа.

Эта возрастная группа находится под сильным влиянием своих сверстников. Критически важным оказывается то, как миллениалов воспринимают окружающие люди. Именно поэтому они уделяют огромное внимание созданию положительного впечатления о себе.

Например, они тратят огромные усилия на то, чтобы сделать идеальное селфи, потому что эти фотографии останутся в кэше навсегда. Это довольно необычное воздействие на молодых людей может привести к появлению особенного и болезненного психического расстройства. Оно может усилить предпосылки развития нарциссического синдрома, а многие из нас живут с ним уже сейчас.

Однако существует и ряд других исследований, утверждающих, что социальные медиа могут хорошо отразиться на нашей самооценке, ведь они дают людям возможность примерить на себя различные амплуа и окончательно определиться с собственной идентичностью для комфортной жизни в социуме. Тем не менее, они не отрицают, что социальные сети все-таки увеличивают степень давления на молодых людей, и так переживающих сложный период своей жизни, и могут в результате привести к излишней откровенности в соцсетях.

Со скучным профилем вы не наберете ни одного лайка. Но если вы дадите публике того, чего она хочет — провокаций и зрелищ, — тогда определенно будете популярны. Люди с тремя тысячами фолловеров постоянно думают о том, что бы такого разместить, чтобы оправдать ожидания подписчиков и рассчитывать на их отклик.

В социальных медиа, например, в том же Instagram, дается лишь узкий взгляд на окружающую нас реальность. Содержание наших аккаунтов — это платформа для хвастовства, и мы бросаем все силы на то, чтобы защитить ее от негативных проявлений. Единственная цель соцсетей — сопровождать самые яркие моменты нашей жизни: вечеринки, праздники, встречи с друзьями. В них редко можно найти посты, отражающие наши переживания, подавленность и одиночество. Они полностью напичканы ретрансляциями лишь позитивных сторон нашей жизни. И это — серьезная проблема.

Мы постоянно пытаемся освободиться от беспорядочности человеческого существования. Современная жизнь тяжела. Отрицая даже малейшие проявления нашей собственной неполноценности, мы отдаляемся от остальных людей, столкнувшихся с такой же проблемой. Это — прямой путь к изоляции и одиночеству.

Мы сузили свою личность до размера окошка на мониторе компьютера или сматрфона. Но человек устроен намного сложнее, чем селфи или 140 символов. Если мы соглашаемся с тем, что мы — такие, то мы окажемся неспособными выносить сложность устройства человеческой личности. Ни своей собственной, ни окружающих нас людей. Принять себя со всеми своими достоинствами и недостатками — огромная работа и социальные сети, увы, не помощники в этом деле.

Утверждать, что нарциссизм среди миллениалов — прямое следствие пользования соцсетями, трудно. Но то, что они приветствуют и поощряют нарциссические проявления, — бесспорно.

Молодым людям необходимо сконцентрироваться не на своем внешнем поведении, а попробовать посмотреть на проблему изнутри. Люди используют социальные медиа для самоутверждения среди окружающих, а значит, у нас еще есть шанс понять, чего им так не хватает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *