Думая о возвышенном: история появления парка на эстакаде

High Line в Нью-Йорке — самая длинная крыша в мире, ставшая уникальным парком длиной в 2,33 километра. Этот садовый парк разместился вдоль пришедшей в упадок законсервированной железной дороги, расположенной в центре Нью-Йорка на металлических колоннах высотой в 10 метров. Архитектурные и градостроительные решения, предложенные авторами этого навесного парка доказывают, что даже без внедрения дополнительных технологий бесхозную промышленную территорию можно превратить в новаторскую и доходную зону отдыха.

Период индустриализации Нью-Йорка пришелся на конец 1920-х годов прошлого века. В это время в западной части города шло активное развитие наземного транспорта. Первые рельсы расположились вдоль центральных городских улиц, однако обострение экологической ситуации стало затмевать эффективность железнодорожных грузоперевозок. Копоть, вредные отходы и пыль грозили экологическим коллапсом для всего города.

Но начать искать альтернативные пути перевозки грузов администрацию вынудила другая причина — многочисленные жертвы среди пешеходов, попавших под колеса поездов. Среди местных жителей улицы, вдоль которых мчали первые поезда, даже прозвали «Авеню Смерти». Какое-то время железнодорожные компании для уменьшения количества аварий и смертей перед локомотивами пускали специальных всадников — так называемых «Ковбоев Вест-Сайда», — размахивавших перед пешеходами и автомобилями красными флагами, разгоняя их.

В 1929 году был утвержден проект строительства железнодорожной ветки High Line, которая должна была облегчить доступ рабочих в эту промышленную часть города. В 1934 году дорогу модифицировали, подняв её над уровнем проезжей части на 10 метром с помощью путепроводов. Тогда, в середине прошлого века, надземная ветка метро казалась новшеством и самым передовым достижением прогресса.

Пути железной дороги пролегали сквозь фабрики и склады, позволяя поездам доставлять продукты и товары промышленного назначения прямо к зданиям. Перевезенный груз транспортировался и разгружался, не нарушая движение на улицах. Но рост автоматизации промышленности, увеличение автомагистралей между штатами и выпуск больших грузовиков снизил рентабельность железнодорожного сообщения по всей стране. К 1970-му году High Line оказалась невостребованной. По надземной железной дороге все еще совершались редкие перевозки грузов, но в 1980 году надобность в ней отпала.

В 1990-х годах вся железнодорожная ветка пришла в плачевное состояние. Заброшенные рельсы начали ржаветь, появилась угроза обвала старой эстакады, поросшей дикими травами, кустами и деревьями. Для местных жителей она стала уродливым пережитком прошлого посреди города, а нью-йоркский мэр Руди Джулиани был настроен уничтожить историческое сооружение.

Пока административные структуры в течение десяти лет не могли определить дальнейшую судьбу железной дороги, повисшей над Нью-Йорком, местные архитектурные энтузиасты Джошуа Дэвид и Роберт Хаммонд вместе с группой гражданских активистов создали некоммерческую организацию «Друзья High Line», чтобы собрать деньги на преобразование заброшенной железнодорожной ветки в оазис для пешеходов. От лица организации они обратились в мэрию с предложением о реконструкции всего пространства бывшей железнодорожной ветки и о создании на ее месте пешеходной прогулочной зоны.

«Друзья High Line» стали авторами проекта урбанизации промзоны, который до сих пор остается одним из самых уникальных во всем мире. По их задумке парковая зона должна была расположиться на мосту так, чтобы полностью повторить маршрут железной дороги. Масштабная реконструкция окрестных трущоб и заброшенного моста, естественно, требовала немалых затрат. В 2004-м году проект поддержал тогдашний мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг и городские власти выделили на его реализацию $50 млн, а уже через два года состоялась церемония открытия строительства парка.

Его возведение осуществлялось поэтапно. Южная часть парка-эстакады открылась летом 2009, в 2011 открылась вторая секция парка, а в сентябре 2014 года открылся третий участок, возле которого спустя всего год открыли станцию метро для удобства посещающих парк туристов и местных жителей. Но реконструкция парка все еще не окончена: его продолжают облагораживать и увеличивать в длине. Текущую работу по возведению остальной части парка в виде зеленого гнезда планируется окончить в 2017-м году.

Работа, проделанная архитекторами и ландшафтными дизайнерами, демонстрирует идеальное сочетание исторических ценностей и новейших технологий в области дизайна. Проект действительно может считаться уникальным, поскольку его авторы намеревались сохранить пролегающие по эстакаде железнодорожные пути, а вдоль них воссоздать сложившуюся там за 20 лет простоя флору и фауну.

Так, цветы на территории парка растут самосевом, работники парка лишь подстригают подросшую траву, а по обеим сторонам моста высажены около двухсот видов деревьев и кустарников. Главная задача архитекторов в процессе озеленения состояла в том, чтобы наладить накапливание необходимого количество влаги для жизнедеятельности растений и, вместе с тем, обеспечить отток излишков воды через специальные сливные отверстия.

Вдоль всего моста проглядывают заржавелые рельсы, которые воспринимаются сегодня как арт-инсталлция, специально вмонтированная в основу парка, для создания нужной атмосферы. Таким образом архитекторами было достигнуто уникальное сочетание природы и индустриальных мотивов, свойственных Нью-Йорку. Там же установлено большое количество скамеек и лежаков, питьевые фонтаны и туалеты. С территории парка открываются завораживающие виды на многие архитектурные достопримечательности Нью-Йорка.

Реконструированный квартал соседствует теперь не с грязными фабриками, а с фешенебельными отелями и галереями. Ржавый забор сменили экологические материалы и неоновая подсветка. 9 входов в парк разработаны с учетом удобства для людей с ограниченными физическими способностями.

Сегодня парк High Line можно с уверенностью назвать примером «живой архитектуры». Некогда самый грязный промышленный район превратился в функциональное пространство, в котором нуждается любой мегаполис. Здесь каждый находит, чем заняться: кто-то использует бывшую железную дорогу в качестве идеальной беговой дорожки, кто-то отдыхает на природе, а остальные наслаждаются видом обновленного Нью-Йорка, очищенного от лишнего слоя грязи и пыли.

Сейчас парк High Line пользуется заслуженной популярностью у огромного количества людей.С самого открытия в 2009, он стал вторым по посещаемости культурным местом Нью-Йорка, привлекая ежегодно по пять миллионов посетителей. Кроме того, парк является одним из центров стрит-арта: помимо статичных объектов, тут регулярно проходят выставки и концерты.

Проект реконструкции заброшенной железной дороги в пешеходную прогулочную аллею, подтолкнул к развитию и всю прилегающую территорию. Недвижимость вдоль High Line после завершения реконструкции возросла в стоимости на 40%, а малый бизнес, поверивший в успех проекта на самом начале его реализации значительно окреп.

Сегодня идею этого динамично развивающегося городского парка, мчащегося стрелой через весь город, уже воодушевила и привлекла интерес проектировщиков из Лондона, Чикаго, Роттердама, Гонконга, Сингапура и Иерусалима.

27 сентября