И не звони мне больше! Почему по работе лучше писать, а не звонить

Отправьте e-mail. Напишите. Не важно, где — в WhatsApp, Viber, Telegram, Facebook, «Вконтакте». Можете даже по-старинке отправить sms. Но, пожалуйста, не звоните!

Каким эгоцентриком нужно быть, чтобы позволить себе вторгнуться в чужую жизнь незапланированным телефонным звонком? Да еще отвлечь от дел, сосредоточив все внимание на собственной персоне и голосе? У каждого более-менее делового и занятого человека сейчас в одной руке — смартфон, в другой — ноутбук с кучей приложений и программ. Зачем звонить? Вы что, застряли в 20-м веке?

call

Серьезная работа требует концентрации. И как только тебе удается погрузиться в процесс, самое жуткое что может случиться — это внезапное отключение интернета или телефонный звонок. «Привет, как дела?» — именно с этой фразы обычно начинается посягательство на ваше личное время. Не дожидаясь ответа, незапланированное вмешательство сменяется другой: «Я звоню, чтобы уточнить небольшой вопрос». И следом — третья: «Тебе вообще удобно сейчас разговаривать?». Я уже взял трубку и услышал три предложения, алло!

Как правило, после таких разговоров концентрации и рабочего настроя как не бывало. Кажется — мелочь, деловой звонок, все в порядке вещей, но нет, это не так. В эпоху многозадачности звонки неэффективны. За день деловой человек может ответить на пару десятков электронных писем, пообщаться с клиентами в соцсетях и обсудить рабочие моменты с коллегами в мессенджерах. И лишь раз напрячь голосовые связки для телефонного разговора в заранее оговоренное и удобное обоим время. Так обычно проходит эффективный рабочий день.

В отсутствии пустого трепа можно сосредоточиться на работе, продумать о стратегии развития, написать и отредактировать тексты, порешать срочные задачи, составить план дальнейших действий и, конечно, делать перерывы, чтобы отвечать на входящие текстовые сообщения. Но только тогда, когда для этого есть возможность, а не когда кому-то вдруг приспичило вырвать коллегу из рабочего состояния и похитить кусок его рабочего времени и мозгов.

call

Телефонный разговор — самый наглый тип общения. Его ключевая особенность состоит в том, что на него надо отвечать здесь и сейчас, даже когда собеседник сосредоточен совершенно над другим делом. Телефонный разговор — это еще и самый ленивый тип общения. Те, кто каждый раз порывается позвонить, чтобы уточнить, прояснить, согласовать какую-то мелочь, просто ленятся четко сформулировать свою мысль. Или просто не хотят ничего решать.

И вот, что бесит больше всего: каждый раз после таких коротких, бессмысленных и опустошающих разговоров требуется куча времени, чтобы вернуться в рабочее состояние. И наука это подтверждает. В исследовании Глории Марк из Калифорнийского Университета говорится о том, что человеку потребуется около 25 минут — если быть точнее, то 23 минуты и 15 секунд, — чтобы вновь сосредоточиться на задаче, от которой его отвлекли.

К тому же, отмечает исследователь, отвлекаясь, наше сознание переживает настоящий когнитивный диссонанс. Для того, чтобы ответить на внезапный вопрос, нам приходится открывать новые вкладки в браузере или копаться в файлах на рабочем столе. Эта лишняя физическая суматоха путает наш мозг и нам требуется дополнительное время, чтобы восстановить прежнюю рабочую ситуацию. Так что минутный разговор официально обходится нам в полчаса рабочего времени! За такие временные растраты работодатель точно не похвалит.

call

Копнем еще глубже: общество, как мы знаем, разделено на два психологических типа — экстравертов и интровертов. И последние в большинстве своем совсем не любят говорить по телефону. Дело не в том, что они не хотят кого-то слышать, а в том, что это опустошает. Так почему бы не написать пару строк в мессенджер и не заставлять кого-то раздражаться? Пускай в качестве компромисса это будут голосовые сообщения – они все равно получат ответ. Но тогда, когда для этого появится время.

Конечно, звонки в деловом мире до сих пор считаются очень ценными — к ним нельзя заранее подготовится и все спланировать. Конечно, в переписке вы не услышите эмоциональную реакцию человека и не увидите его глаза. Но деловой мир — это не пространство допросов и чистосердечных признаний. А с передачей эмоций вполне справятся знаки препинания, расставленные в нужных местах.

Не стоит забывать и о том, что человек говорит одно, слышит другое, а запоминает третье. Освободите себя от «как, как вы сказали?» и лишних впечатлений от интонаций и тона собеседника. К тому же, письменное обещание или соглашение является гарантом его выполнения. Лучше переписки доказательства не придумаешь, а вот телефонный звонок в случае чего привязать будет не к чему.

call

В эпоху постоянной спешки и суматохи большинство людей все-таки научились уважать время и личное пространство друг друга. Усвоив новые и важные правила коммуникации, они пишут, а не звонят. И за это получают все в срок и в оговоренном объеме, поскольку все было зафиксировано. Близок час, когда незапланированные звонки станут дурным тоном, а переписка станет одним из основных правил деловой этики.

Так что, пожалуйста, пишите! Пускай звонки останутся для курьеров, колл-центров и телефонных ретроградов: все равно они когда-нибудь переучатся под общим давлением.

07 декабря