Сейчас в Петербурге проходит третий форум независимых театров «Площадка». В этом году форум всероссийский: в программе будут спектакли из Новосибирска, Ростова-на-Дону, Москвы и Петербурга. Всего программа состоит из девяти полноценных спектаклей, два из которых поставлены специально к форуму, гастролей театра La Pushkin и мастер-класса Ивана Вырыпаева. Основная часть показов пройдёт на площадке «Скороход». «Луна» рассказывает, что такое независимый театр, почему независимость важна и чем она грозит.

Что это?

Независимый театр — это, условно, негосударственный театр, который может действовать без оглядки на министерство культуры. В Москве и Петербурге таких группировок — в том числе профессиональных — больше, чем государственных театров. У кого-то есть собственная площадка: «Городской театр» долгое время брал в аренду место под спектакли, а теперь нашёл постоянное место.

«Театр. На вынос» делает постановки на улице — в первый раз ребята играли в заброшенном здании, а когда пришёл сторож, просто перевели всё в формат прогулки.

Театр. На Вынос/Выход через кофейную лавку

Зачем это?

У молодых людей в театральных вузах есть возможность ставить почти всё, что угодно. После окончания университета идеи и амбиции остаются, но реализовать их в государственных театрах не представляется возможным. Сначала ты три года играешь дерево, и только потом, возможно, тебе дают роль побольше. На положение юного дарования влияют отношения с главным режиссёром и художественным руководителем и другие нюансы. Создание собственного театра позволяет реализовать любые свои проекты и стать известным — и тогда уже проект зовут выступить на государственной площадке, а режиссёру, уже проявившему себя, — поставить спектакль самостоятельно, хоть и с оглядкой на худрука.

Городской театр/«Жители разных планет»/Цифербург на Фонтанке

Кто это делает?

Независимые театры не ограничиваются просто игрой актёров — есть перформативные театры и танцевальные коллективы, которые делают театральные постановки. Независимый театр может случайно получиться из очень сплочёного курса театральной академии, как это случилось с «Городским театром», или даже из одного режиссёра, который набрал себе команду по ситуации.

La Pushkin

А государство?

У Министерства культуры есть программа финансовой поддержки для таких ребят. В этом году «Площадку» проводят при поддержке ведомства. Театральные группы не стали более зависимыми, но организация стала проще. Впрочем, иногда отсутствие статуса государственного театра не спасает от репрессий. «Театр.doc» три раза выгоняли с арендованной площадки, а нижегородскому театру «Zooпарк» стали отказывать в использовании государственных сцен из-за неугодного руководству городу спектакля.

Независимые театры — как композиторы, которые вырвались из консерватории. Генерируют новый, смелый и улучшенный контент. Авангардные постановки, не скованные системой, помогают молодому поколению понять, что театр может быть классным. Государственные театры, глядя на независимые, смелее осуществляют новые задумки и привлекают внимание, приглашая к себе новые спектакли. С какой стороны ни посмотри, независимость полезна для культурного сообщества.

Любовь Сафронова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *