Пантера и не только. Рассказываем историю «чёрного» кино

20:06, 01.03.2018


«Чёрная Пантера» Marvel — супергеройский блэксплотэйшн

Совсем недавно в российский прокат вышел очередной супергеройский фильм от  Marvel «Чёрная Пантера». В этом фильме много чёрных ребят странно одеты и много дерутся во имя свободы и счастья африканского народа. Если вам понравилось и вы хотите ещё фильмов про особенности жизни простых чернокожих людей, то мы вам можем помочь. Мы подготовили для вас не только список отличных фильмов про чёрных, но и рассказали, чем они хороши.

«Чёрная Пантера» появилась не просто так. Запрос на удовлетворение медийных интересов чернокожих зрителей возник после событий в американском городе Фергюсон. Летом 2014 года 28-летний коп Даррелл Уилсон застрелил 18-летнего чернокожего Майкла Брауна. Суд оправдал полицейского, после чего по США прокатилась волна погромов. Спустя четыре года американская развлекательная индустрия ответила несколькими продуктами, ведь где, как не в медиа выпускать вполне реальный социальный пар негатива.

Ранее в этом году Netflix выпустили сериал «Чёрная молния», где простой чёрный парень жарит белых копов электричеством из рук. Марвеловская «Чёрная Пантера» вполне укладывается в этот тренд. Однако, в отличии от «Чёрной молнии», «Пантера» проговаривает проблемы чернокожего населения более спокойно. То есть вместо «Давайте убьём всех белых ради справедливости!», «Пантера» задаёт вопрос: «Может быть лучше поговорить?»

Но у американского чернокожего населения проблемы появились не вчера. Ещё в 70-х чёрные заявили о себе и своих жизненных проблемах, создав целый нишевый жанр в кинематографе. Чёрные режиссёры снимали фильмы с чёрными актёрами для чёрных зрителей. Такие фильмы начали называть blaxploitation (блэксплотэйшон), потому что такое кино эксплуатировало афроамериканский образ жизни, используя его в качестве основы. Поэтому «Чёрную Пантеру» вполне можно современным blaxploitation фильмом.

Культурная основа blaxploitation

Америка конца 60-х и начала 70-х гг XX века вела войну во Вьетнаме. Сотни тысяч Джонни пытались не нарваться на мины Викторов Чарли в тропическом лесу, в то время, как автобусы, доверху набитые хиппи, укатывали в хлам американские дороги от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Ещё Америка была расколота между белыми и чёрными, которые боролись за свои гражданские права под началом Мартина Лютера Кинга. Люди говорили о своих проблемах не только на площадях и в СМИ. Кино — одна из самых ярких общественных трибун Америки. Поэтому в конце 60-х внимание чёрных американцев было направленно на Голливуд. Чёрные решили снимать кино для себя, чтобы рассказать о своих проблемах и выпустить пар.

Этот фильм называется “Блакула”. Да, про чёрного вампира.

Первым фильмом в жанре Blaxploitation принято считать ленту 1971 года «Sweet Sweetback’s Baadasssss Song» (Бандитская песня Свита Свитбэка). Это очень крутой B-movie от независимого режиссёра Мэлвина Ван Пиблза. Вообще, режиссёр сам признаётся, что хотел срубить бабла, не претендуя на какую-нибудь культурную ценность. Но Мэлвину повезло, фильм оказался горячо принят публикой и породил целую армию подражателей. Ещё этот фильм обозначил основные моменты и клише, которые будет эксплуатировать чёрное жанровое кино (например, много секса, плохие белые копы и дурацкие цветастые диско-костюмы, которые носили в контексте и без него).

“Бандитская песня Свита Свитбэка”. В начальных титрах написано, что в создании картины принимало участие всё чёрное сообщество

Фабула фильма очень проста: Свит Свитбэк знатный жиголо — значительную часть фильма зритель видит его без штанов. Но так получается, что Свит Свитбэк становится свидетелем произвола белых полицейских, избивающих невинного чёрного парня. Свитбэк не может терпеть такого безобразия и убивает полицейских, после чего на него начинает охоту весь департамент полиции Лос-Анджелеса. Конечно же, охоту возглавляет очень-очень плохой белый коп. Далее начинается что-то вроде «Бегущего человека», только вместо Шварценеггера у нас чёрный худощавый парень в бархатном коричневом жилете и брюках клёш. В конце фильма Свитбэк сбегает через речку Рио-Гранде в Мексику. Вот так Свитбэк стал киногероем, который показал униженное чёрное сообщество Америки — и всем понравилось!

Из чего состоит blaxplotation

Blaxploitation держится на трёх китах: насилии, сексе и поиске справедливости. Последнее очень хорошо сочетается с первыми двумя. На такие фильмы люди ходили расслабиться и посмотреть на свои простые проблемы со стороны. Такие фильмы сплачивали чёрное население Америки, внося вклад в конструирование их идентичности.

Типичными героями blaxploitation фильмов были сутенёры, обаятельные преступники, сексуальные девушки, крутые детективы и чёрные полицейские, которые помогают своим чёрным братьям. Blaxploitation создавал идеальные wannabe-образы, к которым стремились миллионы чернокожих американцев. Можно сказать, что blaxploitation для чёрных жителей США был, как сериал «Бригада» для российских подростков начала нулевых. Как правило, герои blaxploitation фильмов жили скромно, были честными и справедливыми. Исключением могут быть сутенёры. Они всегда носили с собой ложечки для кокаина, разъезжали в Кадиллаках и шлёпали девушек по задницам.

Фильм “Иисус спасает”

Секс в blaxploitation был приманкой людей в кинотеатры. Его там было много. Например, если зритель видел на афише имя актрисы Пэм Гриер, то он мог быть на 100% уверен, что на большом экране он увидит её потрясающую грудь.

Ох, Пэм Гриер. Её героини всегда отличались крутым нравом. Например, в фильме 1973 года «Coffy» она работает медсестрой в больнице, а между сменами отстреливает наркоторговцев и сутенёров, потому что по их вине её 11-летняя сестра подсела на героиновую иглу. Вообще тема наркотиков очень сильна в blaxploitation. Наркотики, как и алкоголь, являются средством, с помощью которого представители социального дна пытаются загладить убогость своего существования. Низкий уровень жизни порождает насилие. Герои blaxploitation фильмов в одиночку встают на тропу войны с мафией. Через сюжеты фильмов проходит мысль, что плохие белые травят чёрных наркотиками и алкоголем, желая им всего самого плохого. Пэм Гриер воплощала в себе сильную чёрную независимую женщину. Её героини давали отпор всему этому аду. Она знает, чего хочет, она идёт к своей цели, и она играет на равных с мужчинами. Пэм стала предтечей тех сильных женщин из фильмов последующих лет, заложив в них необходимые черты. Пэм отстреливала яйца мафиози в то время, как белые женщины Голливуда только начинали примерять на себя эмансипирующие образы.

Вот такой вот священник из фильма “Бандитская песня Свита Свитбэка”.

Поиск справедливости в blaxploitation тоже был своеобразным. На кого надеяться, когда копы продажны, родня торчит на героине, а друзья в тюрьме? На политиков! Политики в blaxploitation фильмах выступают за права чернокожих. Они такие рыцари в белых доспехах из гетто. Они выступают с пламенными речами, подражая Мартину Лютеру Кингу. Но вот, мы смотрим на этих политиков за кулисами, а они оказываются простыми продажными засранцами без чести и ценностей. Как сказал один чёрный политик в фильме «Coffy»: «Для меня не существует белых, чёрных, коричневых и жёлтых. Мне важен лишь один цвет — зелёный — цвет денег!» Вот так наивно и прямолинейно этот обличённый властью чёрный парень сделал своеобразный каминг-аут, проговорив взгляды чёрного населения США на жизнь.

Благодаря blaxploitation крупные киностудии поняли, что чёрные могут приносить отличные деньги в кинотеатры, если фильмы будут их привлекать. Чёрные актёры начали проникать в «белый» Голливуд. Но по-настоящему мощное «чёрное вторжение» в Голливуд мы увидим в 80-х гг. Например, Дэнни Гловер станет верным соратником Мела Гибсона в фильмах «Смертельное оружие» (именно его герою принадлежит фраза: «Я слишком стар для всего этого дерьма»), а комик Эдди Мёрфи вообще станет одним из главных киноактёров 80-х.

Закат

К 1977 году жанр начал вырождаться. Начали появляться такие дерьмовые фильмы, как «Blacula». По сюжету чёрный принц из Африки приехал к Графу Дракуле в Румынию, а тот его покусал, превратив в вампира. Блакула проснулся в 1972 году и начал превращать в вампиров жителей Лос-Анджелеса. Фильм настолько отвратительный, что даже финальная битва полиции с армией вампиров не спасает положение.

Чтобы как-то выжить, режиссёры искали выход в совмещении жанров. Так на свет появился фильм «Black belt Jones». Это кунг-фу фильм, только с чёрными в главных ролях. Такая дичь! В центре Лос-Анджелеса находится школа каратэ, в которой занимаются черные ребята, но она мешает белым девелоперам строить небоскрёб. Школу надо снести, но с помощью каратэ воспитанники школы защищаются от продажных чёрных мафиози и итальянцев.

Blaxploitation перестал быть популярным, потому что его роль начал выполнять большой Голливуд, который понял, как рубить деньги на чёрных. «Тру» фильмы для чёрных стали терять в популярности и деньги в прокате. Герои стали пустыми и фальшивыми, а чёрные актёры в популярных «белых» фильмах перестали быть редкостью.

Однако стоит отметить ещё одно важное наследие blaxploitation фильмов — они пустили на большой экран фанк. Такие музыканты, как The Kool And The Gang, Кёртис Мэйфилд, Джеймс Браун и другие звёзды телепрограммы Soul Train стали голосом blaxploitation фильмов. Благодаря таким фанатам жанра как Квентин Тарантино, фанк пролез на экраны современного кинематографа и стал нормой для гангстерских фильмов. Например, ранний Гай Ричи широко использовал фанковые темы в своих фильмах.

Что посмотреть?

В жанре blaxploitation было снято совсем неприличное количество фильмов, но лишь немногие из них можно назвать действительно крутыми и интересными. Зачастую это был проходной трешак. Мы выбрали для вас шесть наиболее значимых и интересных фильмов, посмотрев которые, вы сможете проникнуться всеми прелестями жанра blaxploitation.

«Sweet Sweetback’s Baadasssss Song» (Бандитская песня Свита Свитбэка) – родоначальник жанра. Довольно наивное и глупое кино, которое почему-то приятно смотреть. Актёры играют на уровне сериала “Детективы” на Первом, всё снято на коленке, но это почему то так душевно. Но знаете, весь фильм стоит посмотреть только ради того, чтобы почувствовать настоящий катарсис от вида убегающего в Мексику Свит Свитбэка.

“Coffy” (Коффи) – очень крутой фильм с шикарной Пэм Гриер в главной роли. Днём она секси медсестра в госпитале Лос-Анджелеса, а ночью она соблазняет гангстеров, чтобы потом отстрелить им яйца. Так Коффи мстит за свою младшую сестру, которую отморозки подсадили на героин. Путь справедливости сводит Коффи с продажными политиками, плохими белыми и хорошими чёрными копами.

 

“Black Ceasar” (Чёрный Цезарь) – “Лицо со шрамом”, только про чёрных. Фильм рассказывает историю простого чёрного парня Томми из Гарлема. В детстве его сурово побил местный коп. Маленький  Томми воспылал праведным гневом, что отправило его по криминальной тропе. Повзрослев, Томми начал идти к успеху (совсем, как Тони Монтана из фильма Де Пальмы).

“Super Fly” (Суперфлай) – фильм про чёрного кокаинового магната и сутенёра из Нью-Йорка. Фильм открывает долгая вступительная сцена, где шикарный, длинный и блестящий Кадиллак главного героя едет по Нью-Йорку. В фильме покажут женскую грудь, секс в джакузи и много дорогих сутенёрских шуб.

“SHAFT” (Шафт) – фильм с огромными яйцами. “SHAFT” рассказывает историю очень крутого чёрного детектива по фамилии Шафт. Детектива нанимает мафия, чтобы он нашёл и доставил в целости и сохранности дочь главного чёрного мафиози. Всё идёт не совсем гладко, но Шафт устраивает адскую перестрелку в гостинице, ведь у него всё под контролем. Он тащится от куража и он знает, что всё в порядке.

«Jackie Brown» (Джекки Браун) – фильм 1997 года от Квентина Тарантино. Старик Тарантино вырос на blaxploitation и перенял многие жанровые особенности в свои фильмы. Свою любовь к жанру он выразил сняв “Джекки Браун” и пригласив на главную роль постаревшую, но всё ещё горячую Пэм Гриер. “Джекки Браун” — это история простой стюардессы по имени Джекки Браун, которую взяли за задницу два полицейских. В фильме есть внезапные убийства под хорошую музыку, много гангстеров, кокаина, а так же Роберт Де Ниро в роли уставшего от жизни бандита. Если вам лень смотреть много blaxploitation фильмов, то просто посмотрите «Джекки Браун» — этот фильм собрал все сливки жанра и предоставил в концентрированном виде.

Завершает нашу подборку шедевр (но это не точно) режиссёра Мартена Линдберга, фильм 1992 года «Gayniggers from Outer Space» (Геи-ниггеры из далёкого космоса). Фильм не американский, а датский, да и вообще, это пародия на blaxploitation и научную фантастику 60-х.

«Геи-ниггеры из далёкого космоса» покажет вам вариант развития событий, при котором геи-негры с планеты Анус освободят Землю от диктатуры женщин. Больше не будет борщей и дорогих шуб — только чистая мужская гетеросексуальная дружба, общая баня по пятницам и много-много крепких потных рукопожатий. «Геи-ниггеры из далёкого космоса» — отличный вариант для тех, кто хочет расслабиться в кругу друзей после изнурительного просмотра финала UFC, например.

Влад Чертыков