Марата, 72: древняя сказка в интерьере модерна

Посмотреть на старинные предметы интерьера, созданные крупнейшими мастерами начала прошлого века, можно не только в музеях. По адресу Марата, 72 стоит дом, в который можно просто зайти – и увидеть интерьеры от мастеров и художников, работами которых гордится Русский музей.

Это — серое здание с остроконечными щипцами и декоративными башенками на гранитном фасаде, с высокими окнами и вычурной лепниной. Модерн, как он есть, разве что с узнаваемой отсылкой к мрачному средневековому романтизму. Дом построен в 1907-1909 годах, архитектор — Павел Алёшин.

Этот дом стал первым крупным проектом для Алёшина, прибывшего в столицу Империи из провинциального Киева. В 1907 году построить многоквартирный дом ему поручил известный на весь Петербург Филадельф Бажанов – купец 1-й гильдии, директор «Торгово-промышленного товарищества Бажанова и Чувалдиной».

Богатый купец не жалел денег на строительство дома для себя и тридцати служащих возглавляемого им товарищества, но и не зажимал архитектора в какие-то формальные рамки.

По его заказу для дома закупили лучшие строительные и отделочные материалы, а на оформление интерьеров пригласили самых популярных художников столицы – Михаила Врубеля и Николая Рериха. Проект воплотил всё, что было модно в те годы в европейском домостроительстве.

В итоге к 1909 году на Николаевской улице (так тогда называлась улица Марата) возникло здание, которое депутат Государственной Думы Владимир Пуришкевич (тот самый, который с Феликсом Юсуповым в 1916 году убьёт Распутина) называл «петербургским палаццо Бажанова».

После революции в часть помещений квартиры Филадельфа Бажанова въехало ленинградское бюро «Днепростроя», а часть передали под квартиру известному химику Николаю Волынкину.

В 1943 году, прямо во время блокады на место днепростроевцев заселилась районная библиотека им. Чехова, которой в 1964 году перешла и вторая часть квартиры. А ещё 20 лет спустя «чеховцы» переехали в новое здание в Купчино, а помещения на Марата перешли в распоряжение детской библиотеки.

Что здесь?

Мы внутри. За тяжёлой входной дверью — фойе, после которого начинается парадная лестница. Под лестницей гардероб, где выдают бахилы.

Лестница облицована мрамором с бронзовыми декоративными вставками и фонарями. Если поднять голову наверх, можно увидеть затемнённое стекло, некогда бывшее световым фонарём атриума, через который солнечные лучи попадали на лестничную площадку. Есть байка, будто бы над фонарём располагался аквариум, и над головами гостей, приходивших к купцу Бажанову, в лучах солнца плавали живые рыбы. Сейчас фонарь задрапирован.

На втором этаже —  многокомнатная квартира Филадельфа Бажанова и его семьи. Слева начинается коридор, уводящий в холл дома, а справа за деревянной дверью скрывается приёмная – нынешний кабинет директора библиотеки.

В приёмной – те самые интерьеры. Живописные деревянные балки потолка – отсылка к романтике средневековья. Но вы не сразу обратите на это внимание. Первым делом вы увидите камин.

Это одно из чудес Дома Бажанова. Огромный камин, облицованный майоликой – декоративной поливной керамикой – на сюжет из русских былин «Микула Селянинович и Вольга». Керамику выполнил мастер Пётр Ваулин, а автором эскиза стал сам Михаил Врубель.

Такие панно хранятся во многих музеях, но только бажановский камин не превратился в экспонат, сохранив не только облик, но и функцию. Да, он действующий. Нет, не разжигайте его, пожалуйста.

Керамические вставки, к слову, присутствуют в оформлении стен и окон. Настоящий мини-музей декоративной керамики.

Дальше. В холле бажановского дома — ещё один камин, уже не столь внушительный, но тоже очень яркий – его покрывает синяя майолика, а в центре украшает чеканное панно с изображением старинной ладьи. Это тоже работа Петра Ваулина.

Но в холле первую скрипку играет уже не он, а покрывающий весь периметр стен рельеф «Сцены из крестьянской жизни». По легенде, каждое панно этого рельефа имеет реальный прообраз – сюжет из деревенской жизни, за которой Бажановы любили наблюдать во время летнего отдыха за городом. Вероятнее всего, автором рельефа стал вольнослушатель Академии Художеств Л. А. Дитрих.

Ещё одна чудесная вещица ждёт нас уже не здесь, а в Русском музее. В корпус Бенуа она уехала из столовой дома Бажанова в 1964 году. Стены этой столовой раньше покрывали сюжетные живописные полотна с богатырями и былинными персонажами. Эту композицию из 19 панно выполнил художник, путешественник и мистик Николай Рерих.

Такой вот замечательный домик с интересной историей и уникальным интерьером. А самое главное – это не музей. Туда можно просто прийти и увидеть. И сделать, например, моднейшее селфи на фоне камина Врубеля.

Артём Шипунов

09 марта